Белорусский бизнес надеется на лучшее и готовится к худшему

В Беларуси впервые определен индекс делового оптимизма (ИДО), который показал, что частному бизнесу свойственен умеренный скептицизм. Его представители склонны придерживаться стратегии выжидания.

«Предприниматели давали оценку прошедшему периоду (последние полгода до опроса — ред.), который характеризовался колоссальным изъятием оборотных средств, потрясениями для бизнеса, падением покупательной способности населения, — сказал на презентации исследования председатель президиума Республиканской конфедерации предпринимательства Владимир Карягин. — Оценки прошедшего периода были жесткие и крайне негативные. А будущее предприниматели оценивают значительно лучше, чем прошлое».

«Черная полоса» находится на безопасном расстоянии

Индекс делового оптимизма в Беларуси измерялся впервые. Шкала индекса содержала пять категорий: «Депрессия в рецессии. Стратегия спасения от развала», «Устойчивый пессимизм. Стратегия выживания», «Умеренный скептицизм. Стратегия выжидания», «Неуверенный оптимизм. Стратегия роста на старом потенциале» и «Обоснованная уверенность. Стратегия модернизации и развития».

«Мы получили результат, который отражает ситуацию», — считает директор Центра социологических и политических исследований Белгосуниверситета, доктор социологических наук Давид Ротман.

Согласно полученным данным, индекс делового оптимизма находится в рамках третьей категории — «Умеренный скептицизм. Стратегия выжидания». Это означает, что малый и средний бизнес не на подъеме, но «черная полоса» неудач и разочарований для большинства его представителей находится на безопасном расстоянии.

В отдельных секторах и на сегментах рынка даже наблюдается рост новых заказов. Устойчив уровень физического объема производства и продаж. При этом малый и средний бизнес редко рассматривает планы расширения и выхода на новые рынки. Доминирует стратегия выжидания, в рамках которой предприниматели стараются не увольнять работников, не увеличивать долговые обязательства и одновременно ужесточить работу со своими клиентами.

По мнению руководителя Научно-исследовательского Центра Мизеса АЦ «Стратегия» Ярослава Романчука, бизнес сумел выйти из стратегии спасения и развала и из стратегии выживания.

«Выжидание же может вылиться в пессимизм либо в оптимизм в зависимости от того, как будут решаться вопросы делового климата», — считает экономист.

Предпринимателей беспокоит, например, планируемое повышение налогов. Нет глубокого понимания того, на каком месте находится Беларусь по качеству деловой системы.

«Выжидание — это еще не бегство, но, безусловно, и не развитие, которое мы получили бы, если бы правительство более адекватно реагировало на эти вызовы», — считает Ярослав Романчук.

Особой радости от перспектив работы экономики у предпринимателей нет

На вопрос «Изменится ли состояние белорусской экономики в ближайшие полгода?» ответы распределились так:

Значительно улучшится

1,4 %

Несколько улучшится

21,3 %

Не изменится (останется таким же)

28,3 %

Несколько ухудшится

24,5 %

Значительно ухудшится

11,7 %

Затрудняюсь ответить

12,8 %

В то же время не наблюдается сильного разочарования устойчивостью бизнеса в своем сегменте рынка. Возможные изменения состояния собственного бизнеса в ближайшие годы участники опроса оценили так:

Значительно улучшится

5,3 %

Несколько улучшится

38,7 %

Не изменится (останется таким же)

26,7 %

Несколько ухудшится

13,8 %

Значительно ухудшится

4,2 %

Затрудняюсь ответить

11,2 %

Большинство предпринимателей рассчитывают, что в ближайшие полгода такие факторы, как появление новых клиентов, производство товаров и услуг, выручка изменятся к лучшему или останутся без изменения.

Показатель

Изменятся к лучшему

Останутся без изменений

Изменятся к худшему

Новых клиентов и услуг

42,9 %

41,5 %

15,6 %

Производства товаров и услуг

38,9 %

45,5 %

15,6 %

Занятости (численность рабочих)

21,9 %

67,6 %

10,5 %

Выручки

44,9 %

36,2 %

19,0 %

Доступа к финансовым ресурсам

18,0 %

69,2 %

12,8 %

«Есть у предпринимателей романтические представления о будущем», — замечает Владимир Карягин.

Насколько оправдается прогноз, покажет исследование ИДО, которое будет проведено осенью 2012 года.

Справка

В ходе измерения ИДО было опрошено 506 человек. Опрос предпринимателей в течение мая 2012 года проводили региональные бизнес-ассоциации. Расчеты и интерпретацию результатов анкетирования подготовили сотрудники Центра социологических и политических исследований БГУ и Научно-исследовательского Центра Мизеса АЦ «Стратегия».

Автор: Алексей Стаховский, Стройка. Источник: Завтра твоей страны.