Компетентно: разъяснения Министерства экономики о Декрете № 6

Декрет № 6 Президента «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» был подписан 7 мая нынешнего года. С 1 июля предусмотренные Декретом преференции действуют де-юре. Но действуют ли предусмотренные льготы де-факто? Министерство экономики ответило на вал вопросов о Декрете № 6. 

1. Если обособленное структурное подразделение организации, либо индивидуальный предприниматель зарегистрированы на территории средних и малых городских поселений, например, в мае 2007 года (5 лет назад). У них есть право на льготы, предусмотренные Декретом № 6? Либо эти льготы распространяются только на вновь созданные структурные подразделения организаций и ИП?

Условия применения, а также перечень случаев и круг субъектов хозяйствования, на которые не распространяются отдельные элементы закрепленного Декретом № 6 преференциального режима осуществления деятельности, определены соответствующими нормами данного Декрета.

Каких-либо ограничений по применению положений Декрета № 6 либо требований о необходимости выполнения дополнительных условий для возможности использования закрепленного данным документом особого режима в отношении субъектов хозяйствования, созданных до вступления в силу данного документа (1 июля 2012 г.), нормы Декрета № 6 не содержат.

Таким образом, при соблюдении соответствующих требований и условий, установленных Декретом № 6, субъект хозяйствования вправе применять закрепленный данным Декретом преференциальный режим.

2. Применяется ли льгота по налогу на прибыль (по подоходному налогу) на часть прибыли (дохода), полученные в 2012 году до вступления в силу Декрета № 6 обособленными структурными подразделениями коммерческих организаций и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными на территории средних и малых городских поселений?

В соответствии Декретом № 6:

коммерческие организации Республики Беларусь, индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь с местом нахождения (жительства) на территории средних, малых городских поселений, сельской местности (далее — коммерческие организации, индивидуальные предприниматели) и осуществляющие на территории средних, малых городских поселений, сельской местности деятельность по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг), в течение семи календарных лет со дня их государственной регистрации вправе не исчислять и не уплачивать налог на прибыль (коммерческие организации) и подоходный налог с физических лиц (индивидуальные предприниматели) соответственно в отношении прибыли и доходов, полученных от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства (подпункт 1.1. пункта 1);

коммерческие организации Республики Беларусь в течение семи календарных лет со дня принятия в установленном порядке решения о создании на территории средних, малых городских поселений, сельской местности обособленного подразделения вправе не исчислять и не уплачивать налог на прибыль в отношении прибыли, полученной обособленным подразделением от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства (абзац второй подпункта 1.2.1 пункта 1).

Поскольку Декрет № 6 вступает в силу с 1 июля 2012 г., предусмотренная подпунктами 1.1 и 1.2 пункта 1 льгота по налогу на прибыль (подоходному налогу с физических лиц), распространяется на товары (работы, услуги), реализованные с указанной даты.

3. В подпункте 1.1 пункта 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 1 «О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг)»  в составе исключений из льгот была поименована арендная плата за земельные участки, находящиеся в государственной собственности. В перечне иных налогов, сборов (пошлин), на которые не распространяются льготы, предусмотренные подпунктом 1.1 пункта 1 Декрета № 6, арендная плата за земельные участки не фигурирует. Означает ли это, что начиная с 1 июля 2012 г. для коммерческих организаций Республики Беларусь и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в Республике Беларусь с местом нахождения (жительства) на территориях средних, малых городских поселений, сельской местности предусмотрена льгота в отношении арендной платы за земельные участки, находящие в государственной собственности?

Декретом № 6 установлено, что коммерческие организации Республики Беларусь, индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь с местом нахождения (жительства) на территории средних, малых городских поселений, сельской местности и осуществляющие на территории средних, малых городских поселений, сельской местности деятельность по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг), в течение семи календарных лет со дня их государственной регистрации вправе не исчислять и не уплачивать иные налоги, сборы (пошлины), за исключением поименованных в абзаце четвертом подпункта 1.1 пункта 1.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 6 Налогового кодекса Республики Беларусь арендная плата за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, не является налогом и сбором.

В соответствии с классификацией доходов бюджета является неналоговым доходом (статья 24 и 31 Бюджетного кодекса Республики Беларусь; постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 31 декабря 2008 г. № 208 «О бюджетной классификации Республики Беларусь»).

Таким образом, Декрет № 6 не содержит льгот в отношении арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности.

4. Организация, расположенная в сельской местности (деревне), пользуется льготой по Декрету Президента Республики Беларусь от 20 декабря 2007 г. № 9 «О некоторых вопросах регулирования предпринимательской деятельности в сельской местности»  в части освобождения от уплаты налога на прибыль в отношении прибыли, полученной организацией от реализации товаров, произведенных ей в сельской местности. Вправе ли такая организация использовать данную льготу по налогу на прибыль до 31 декабря 2012 г. без предоставления в налоговый орган сертификата собственного производства? Или в данном случае следует руководствоваться требованиями Декрета № 6 (подпункт 1.4 пункта 1)?

В соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 20 декабря 2007 г. № 9 «О некоторых вопросах регулирования предпринимательской деятельности в сельской местности» (далее по тексту — Декрет № 9) организации и индивидуальные предприниматели с 1 января 2008 г. по 31 декабря 2012 г. освобождаются от уплаты налога на прибыль (организации) и подоходного налога (индивидуальные предприниматели) в отношении прибыли и доходов, полученных от реализации товаров (работ, услуг), произведенных (выполненных, оказанных) ими в сельской местности (за исключением прибыли и доходов, полученных от торговой посреднической деятельности).

Подпунктом 1.4 Декрета № 6 регламентированы условия и требования, соблюдение которых необходимо для применения льгот, содержащихся в Декрете № 6.

Применение льгот, содержащихся в Декрете № 9, осуществляется при соблюдении условий и требований, указанных в этом Декрете.

5. Если организация (ее обособленное подразделение) или индивидуальный предприниматель зарегистрированы и осуществляли деятельность на территории средних, малых городских поселений и сельской местности до 1 июля 2012 г., они вправе применять льготы по Декрету № 6, начиная с 1 июля 2012 г.?

См. ответы на вопросы 1 и 23.

6. Если коммерческие организации в 2011 и 2012 годах применяли льготы, предусмотренные Декретом № 1, который утрачивает силу с 1 июля 2012 г., они вправе с 1 июля 2012 г. применять льготы, предусмотренные Декретом № 6?

Условия применения, а также перечень случаев и круг субъектов хозяйствования, на которые не распространяются отдельные элементы закрепленного Декретом № 6 преференциального режима осуществления деятельности, определены соответствующими нормами данного Декрета.

Каких-либо ограничений по применению норм Декрета № 6 либо требований о необходимости выполнения дополнительных условий для возможности использования закрепленного данным документом особого режима в отношении субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность с применением положений Декрета № 1, нормы Декрета № 6 не содержат.

7. Декрет № 9 продолжает действовать и после 1 июля 2012 г. В какой части будет применяться Декрет № 9 после вступления в силу Декрета № 6? (ООО «ЮрСпектр»)

Предусмотренное пунктом 4 Декрета № 6 исключение из Декрета № 9 подпунктов 1.3 и 1.5 пункта 1 и пункт 2 обусловлено необходимостью предотвращения дублирования нормативных правовых предписаний по одному и тому же вопросу.

В то же время, принимая во внимание различия в подходах к определению круга лиц, которые имеют право на использование льгот налогового характера в соответствии с Декретом № 6 (в течение семи календарных лет со дня создания в установленном порядке организации, индивидуального предпринимателя, обособленного подразделения) и Декретом № 9 (с 1 января 2008 г. по 31 декабря 2012 г. независимо от времени создания организации, индивидуального предпринимателя, обособленного подразделения), с 1 июля 2012 г. наряду с Декретом № 6 сохранят свое действие и иные, помимо поименованных выше, нормы Декрета № 9, что даст возможность субъектом хозяйствования, осуществляющим деятельность в соответствии с последним из названных документов, использовать ранее предоставленные преференции в полном объеме.

При соответствии субъекта хозяйствования как требованиям Декрета № 6, так и требованиям Декрета № 9, выбор режима деятельности является правом такого субъекта.

8. Со вступлением в силу Декрета № 6 индивидуальные предприниматели и обособленные подразделения коммерческих организаций освобождаются от обязательной продажи иностранной валюты, поступившей по сделкам с юридическими лицами-нерезидентами и физическими лицами-нерезидентами от реализации товаров (работ, услуг). Освобождение от обязательной продажи валюты применяется в части выручки, поступившей начиная с 1 июля 2012 г., либо поступившей от реализации товаров (работ, услуг), отгруженных (выполненных, оказанных) начиная с 1 июля 2012 г.?

Подпунктом 1.1 пункта 1 Декрета № 6 установлено, что коммерческие организации, индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь с местом нахождения (жительства) на территории средних, малых городских поселений, сельской местности и осуществляющие на территории средних, малых городских поселений, сельской местности деятельность по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг), в течение семи календарных лет со дня их государственной регистрации освобождаются от обязательной продажи иностранной валюты, поступившей по сделкам с юридическими лицами-нерезидентами и физическими лицами-нерезидентами от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, в том числе от сдачи имущества в аренду.

В соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 Декрета № 6 коммерческие организации Республики Беларусь в течение семи календарных лет со дня принятия в установленном порядке решения о создании на территории средних, малых городских поселений, сельской местности обособленного подразделения освобождаются от обязательной продажи иностранной валюты, поступившей по сделкам с юридическими лицами-нерезидентами и физическими лицами-нерезидентами от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, произведенных обособленным подразделением.

Таким образом, по мнению Нацбанка, освобождение от обязательной продажи иностранной валюты в данном случае должно применяться в части выручки, поступающей начиная с 1 июля 2012 г. резидентам на их счета в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь, в банках и иных кредитных организациях за пределами Республики Беларусь по сделкам, указанным в пункте 1 Декрета № 6.

9. В соответствии с подпунктом 1.10 пункта 1 Декрета № 6 при отчуждении находящихся в государственной собственности и расположенных на территории средних, малых городских поселений, сельской местности капитальных строений, земельный участок, необходимый для обслуживания отчуждаемого имущества, передается покупателю в аренду без проведения аукциона. При этом не осуществляется продажа права заключения договора аренды этого земельного участка. Означает ли это, что покупателем капитальных строений на таких условиях может выступать абсолютно любая организация, независимо от цели приобретении таких строений?

Да. Нормы Декрета № 6 не содержат каких-либо критериев или условий, при соответствии которым субъект хозяйствования имеет право на применение положений подпункта 1.10 пункта 1 данного Декрета.

10. Предприятие 1 осуществляет производственную деятельность на территории сельской местности, имеет сертификат продукции собственного производства. Зарегистрировано в 1996 году. Предприятие 2 осуществляет производственную и торговую деятельность на территории сельской местности, имеет сертификат продукции собственного производства. Ведет раздельный учет по видам деятельности. Зарегистрировано в январе 2012 г. Оба предприятия реорганизовались в форме слияния в июне 2012 г., в результате чего возникло новое Предприятие 3. Имеет ли право Предприятие 3 на применение льготы согласно Декрету №6 в части осуществления производственной деятельности? Если да, то начиная с какого времени Предприятие 3 считается вновь созданным для целей применения преференций по Декрету № 6?

Условия применения, а также перечень случаев и круг субъектов хозяйствования, на которые не распространяются отдельные элементы закрепленного Декретом № 6 преференциального режима осуществления деятельности, определены соответствующими нормами данного Декрета.

Каких-либо ограничений по применению положений Декрета № 6 либо требований о необходимости выполнения дополнительных условий для возможности использования закрепленного данным документом особого режима в отношении субъектов хозяйствования, созданных в результате реорганизации иных юридических лиц в форме слияния, нормы Декрета № 6 не содержат.

Таким образом, при соблюдении соответствующих требований и условий, установленных Декретом № 6, Предприятие 3 вправе применять закрепленный данным Декретом преференциальный режим.

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 7 мая 2012 г. № 6 ”О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности“ (далее – Декрет № 6) коммерческие организации Республики Беларусь с местом нахождения на территории средних, малых городских поселений, сельской местности и при осуществлении на указанной территории деятельность по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг) вправе применять установленные данным подпунктом льготы в течение семи календарных лет со дня государственной регистрации этой коммерческой организации.

Пунктом 22 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1, определено, что датой государственной регистрации юридического лица является дата проставления штампа на его уставе (учредительном договоре – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) и внесения записи о государственной регистрации юридического лица в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

11. С какой даты для целей применения особого режима по Декрету № 6 исчисляется семилетний срок: со дня государственной регистрации организации как юридического лица либо с даты регистрации организации в сельской местности (малого, среднего поселения)?

Декретом № 6 предусмотрено, что:

установленные подпунктом 1.1 пункта 1 этого Декрета льготы вправе применять коммерческие организации Республики Беларусь с местом нахождения на территории средних, малых городских поселений, сельской местности и при осуществлении на указанной территории деятельность по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг) в течение семи календарных лет со дня государственной регистрации этой коммерческой организации;

установленные подпунктом 1.2 пункта 1 данного Декрета льготы вправе применять коммерческие организации Республики Беларусь, у которых имеются филиалы и (или) иные обособленные подразделения (далее – обособленное подразделение), осуществляющие деятельность по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на территории средних, малых городских поселений, сельской местности, имеющие отдельный баланс, которым для совершения операций открыт банковский счет с предоставлением должностным лицам данных обособленных подразделений права распоряжаться денежными средствами на счете, в течение семи календарных лет со дня принятия в установленном порядке решения о создании на территории средних, малых городских поселений, сельской местности обособленного подразделения. При этом решение о создании обособленного подразделения должно быть принято не позднее 31 декабря 2018 г.

Регламентации сроков применения иных предусмотренных Декретом № 6 льгот и преференций нормы рассматриваемого Декрета не содержат.

Пунктом 22 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1, определено, что датой государственной регистрации юридического лица является дата проставления штампа на его уставе (учредительном договоре – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) и внесения записи о государственной регистрации юридического лица в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

12. Организация зарегистрирована на территории малого городского поселения в 2010 году. Сколько лет можно использовать льготы? 7 или уже только 5? До этого никакие льготы организация не использовала.

См. ответ на вопрос 11.

13. Возможно ли применять особый режим по Декрету №6 по выручке от сдачи имущества в аренду? Аренда не является услугой в прямом смысле. Как в этом случае получить сертификат собственного производства?

Декретом № 6 предусмотрено, что:

установленные подпунктом 1.1 пункта 1 этого Декрета льготы вправе применять коммерческие организации Республики Беларусь с местом нахождения на территории средних, малых городских поселений, сельской местности и при осуществлении на указанной территории деятельность по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг);

установленные подпунктом 1.2 пункта 1 данного Декрета льготы вправе применять коммерческие организации Республики Беларусь, у которых имеются филиалы и (или) иные обособленные подразделения, осуществляющие деятельность по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на территории средних, малых городских поселений, сельской местности.

В то же время, возможность применения преференций, закрепленных подпунктами 1.9 и 1.10 Декрета № 6, не ограничена условием обязательного осуществления на территории средних, малых городских поселений, сельской местности деятельность по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг).

14. Производство в сельской местности. Сертификаты в наличии. Один из складов и продавцы в Минске. Отгрузка из Минска. Следовательно, частично используется труд работников этой организации вне территории средних, малых городских поселений, сельской местности. Верным ли будет вывод, что в данном случае положения о не исчислении налога на прибыль, освобождении от обязательной продажи валюты на предприятие НЕ распространяются? Или есть варианты рассчитывать на льготы?

Частью первой подпункта 1.4 пункта 1 Декрета № 6 установлено, что положения, содержащиеся в абзацах втором, четвертом (в части отчислений в инновационные фонды, образуемые в соответствии с законодательными актами) и пятом подпункта 1.1, абзацах втором и четвертом подпункта 1.2.1, подпункте 1.2.2 пункта 1 данного Декрета, не распространяются на реализацию товаров, производство которых осуществляется полностью либо частично с использованием основных средств, находящихся в собственности или на ином вещном праве коммерческих организаций Республики Беларусь (в том числе зарегистрированных на территории средних, малых городских поселений, сельской местности) или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих их реализацию, и (или) труда работников этих организаций или индивидуальных предпринимателей вне территории средних, малых городских поселений, сельской местности.

Требования об обязательной реализации указанных выше товаров исключительно на территории средних, малых городских поселений, сельской местности для возможности применения перечисленных выше положений Декрета № 6 нормы данного Декрета не содержат.

15. При создании бизнеса в малом городе после 1 июля 2012 г. путем заключения инвестиционного договора согласно Декрету Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» возможно ли будет параллельно пользоваться всеми льготами, предусмотренными Декретом № 6?

Перечень случаев и круг субъектов хозяйствования, в отношении которых не могут быть применены определенные положения Декрета № 6 определены подпунктами 1.4 — 1.8 данного Декрета.

Такого основания для невозможности применения положений Декрета № 6 как факт осуществления субъектом хозяйствования деятельности в соответствии с Декретом № 10 нормы Декрета № 6 не содержат.

В то же время, следует иметь ввиду, что Декрет № 6 и Декрет № 10 регулируют правовые отношения каждый в своей сфере и установленные им льготы по налогам, сборам (пошлинам) и иные преимущества имеют различную целевую направленность, а также определенные основания и порядок их применения.

При выполнении условий, определенных вышеназванными нормативными правовыми актами плательщик вправе воспользоваться как нормами Декрета № 10, так и нормами Декрета № 6. Однако необходимо понимать, что дальнейшее целевое использование товаров, ввезенных на территорию Республики Беларусь и выпущенных для внутреннего потребления с применением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, должно осуществляться в соответствии с целью заявленной плательщиком льготы, а именно: для реализации инвестиционного проект — в случае заявления льгот в соответствии с Декретом № 10, либо в качестве вклада в уставный фонд коммерческой организации — в случае, заявления льготы в соответствии с Декретом № 6.

16. Распространяются ли положения подпункта 1.9 пункта 1 Декрета № 6 на обособленные структурные подразделения, находящиеся в малых городах? В частности, имеет ли право организация, зарегистрированная и находящаяся в г. Минске и имеющая обособленное структурное подразделение в малом городе, ввезти беспошлинно оборудование в качестве вклада в уставный фонд (увеличения уставного фонда) и передать его на баланс обособленному структурному подразделению в малом городе?

В соответствии с подпунктом 1.9 пункта 1 Декрета № 6 коммерческие организации освобождаются от ввозных таможенных пошлин и НДС, взимаемых таможенными органами, при ввозе на территорию Республики Беларусь товаров, классифицируемых согласно единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза в товарных позициях, поименованных в указанном подпункте, в качестве вклада в уставный фонд этих организаций.

При этом согласно подпункту 1.1 пункта 1 Декрета № 6 коммерческими организациями являются коммерческие организации, зарегистрированные в Республике Беларусь с местом нахождения на территории средних, малых городских поселений, сельской местности, под которыми понимается территория Республики Беларусь, за исключением территории городов Барановичи, Бобруйск, Борисов, Брест, Витебск, Гомель, Гродно, Жодино, Жлобин, Лида, Минск, Могилев, Мозырь, Молодечно, Новополоцк, Орша, Пинск, Полоцк, Речица, Светлогорск, Слуцк, Солигорск.

Пунктом 2 статьи 50 Гражданского кодекса Республики Беларусь установлено, что место нахождения юридического лица определяется местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа (административно-территориальная единица, населенный пункт, а также дом, квартира или иное помещение, если они имеются), а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

На основании изложенного, правовые основания для применения подпункта 1.9 пункта 1 Декрета № 6 у коммерческой организаций, находящейся и зарегистрированной в г. Минске, независимо от наличия структурных подразделений в малом городе, отсутствуют.

17. Является ли факт регистрации коммерческой организации на территории средних, малых городских поселений, сельской местности достаточным основанием для освобождения от ввозных таможенных пошлин и НДС, взимаемых таможенными органами, при ввозе на территорию Республики Беларусь товаров, классифицируемых согласно единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза в определенных товарных позициях, в качестве вклада в уставный фонд этих организаций в пределах сроков, установленных учредительными документами, для формирования такого фонда?

В соответствии с подпунктом 1.9 пункта 1 Декрета № 6 коммерческие организации освобождаются от ввозных таможенных пошлин и НДС, взимаемых таможенными органами, при ввозе на территорию Республики Беларусь товаров, классифицируемых согласно единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза в товарных позициях, поименованных в указанном подпункте, в качестве вклада в уставный фонд этих организаций.

Согласно подпункту 1.1 пункта 1 Декрета № 6 коммерческими организациями являются коммерческие организации, зарегистрированные в Республике Беларусь с местом нахождения на территории средних, малых городских поселений, сельской местности, под которыми понимается территория Республики Беларусь, за исключением территории городов Барановичи, Бобруйск, Борисов, Брест, Витебск, Гомель, Гродно, Жодино, Жлобин, Лида, Минск, Могилев, Мозырь, Молодечно, Новополоцк, Орша, Пинск, Полоцк, Речица, Светлогорск, Слуцк, Солигорск.

Условием для применения положений, содержащихся в части первой подпункта 1.9 пункта 1 Декрета № 6, является подтверждение определенного в соответствии с законодательством регистрирующего органа о том, что место нахождения коммерческой организации, для вклада в уставный фонд которой ввозятся товары, расположено на территории средних, малых городских поселений, сельской местности.

В соответствии с Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики; Беларусь от 16 января 2009 г. № 1, регистрация юридического лица производится по месту его нахождения.

Таким образом, регистрация коммерческой организации на территории средних, малых городских поселений, сельской местности, наличие вышеуказанного подтверждения регистрирующего органа, а также выполнение иных условий, определенных подпунктом 1.9 пункта 1 Декрета № 6, является основанием для применения закрепленной этим подпунктом льготы.

18. Распространяется ли предусмотренное подпунктом 1.9 пункта 1 Декрета № 6 освобождение от ввозных таможенных пошлин и НДС на случай внесения соответствующих товаров в качестве вклада в уставный фонд резидентами Республики Беларусь?

Декретом № 6 не установлено каких-либо ограничений в части резидентства учредителя коммерческой организации, осуществляющего неденежный вклад в ее уставный фонд.

В этой связи, нормы подпункта 1.9 пункта 1 Декрета № 6 в равной степени могут применяться в отношении товаров, ввозимых в качестве вклада в уставный фонд коммерческой организации, как иностранного учредителя, так и резидента Республики Беларусь.

19. Существует ли исчерпывающий перечень документов, предоставляемых таможенным органам Республики Беларусь, при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь для целей освобождения от ввозных таможенных пошлин и НДС на основании подпункта 1.9 пункта 1 Декрета № 6?

В соответствии со статьей 183 Таможенного кодекса Таможенного союза одновременно с декларацией на товары декларантом должны быть представлены, помимо прочих, документы, подтверждающие право на льготы по уплате таможенных платежей.

В рассматриваемом случае в качестве такого документа Декретом № 6 определено подтверждение определенного в соответствии с законодательством регистрирующего органа о том, что место нахождения коммерческой организации, для вклада в уставный фонд которой ввозятся товары, расположено на территории средних, малых городских поселений, сельской местности.

Однако, поскольку частью первой подпункта 1.9 пункта 1 Декрета № 6 определено также, что ввозимые товары должны являться вкладом в уставный фонд коммерческой организации, вносимым в пределах сроков формирования такого фонда, а их суммарная стоимость не должна превышать величину не денежного вклада, указанного в учредительных документах, плательщиком дополнительно должны быть представлены документы, подтверждающие выполнение указанных условий. Поскольку Декретом № 6 конкретный перечень таких документов не определен, по мнению Государственного таможенного комитета, к таким документам могут относиться учредительные документы коммерческой организации (устав и (или) учредительный договор), дополнения и изменения в них.

20. Требуется от предприятий, ранее подпадавших под сферу действия Декрета Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 1, совершать какие-либо действия и формальности для перехода под сферу действия Декрета № 6?

Условия применения, а также перечень случаев и круг субъектов хозяйствования, на которые не распространяются отдельные элементы закрепленного Декретом № 6 преференциального режима осуществления деятельности, определены соответствующими нормами данного Декрета.

Каких-либо ограничений по применению норм Декрета № 6 либо требований о необходимости выполнения дополнительных условий для возможности использования закрепленного данным документом особого режима в отношении субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность с применением положений Декрета № 1, нормы Декрета № 6 не содержат.

21. Одним из условий применения положений Декрета № 6, предусмотренных в абзацах втором, четвертом (в части отчислений в инновационные фонды, образуемые в соответствии с законодательными актами) и пятом подпункта 1.1, абзацах втором и четвертом подпункта 1.2.1, подпункте 1.2.2 пункта 1.2., в отношении реализации услуг перевозки грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом, является условие о том, что пункты отправления (погрузки) и (или) назначения (разгрузки) должны быть расположены на территории средних, малых городских поселений, сельской местности. При оказании услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом указанное условие соблюдается не всегда, т.е. пункты погрузки (разгрузки) и (или) назначения, определяемые заказчиками услуг, могут находиться в административно-территориальных единицах, не относящихся к средним, малым городским поселениям, сельской местности. При таких обстоятельствах возможно ли применение изложенных положений Декрета № 6 только в отношении деятельности по оказанию услуг перевозки грузов, где пункты погрузки и (или) разгрузки расположены на территории средних, малых городских поселений, сельской местности при условии ведения раздельного учета выручки, полученной от реализации данных услуг и затрат по их производству и реализации, а также соблюдения иных требований, установленных Декретом?

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 Декрета № 6 коммерческие организации Республики Беларусь с местом нахождения на территории средних, малых городских поселений, сельской местности и при осуществлении на указанной территории деятельность по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг) (далее – организации) вправе применять установленные подпунктом 1.1 пункта 1 указанного Декрета льготы в течение семи календарных лет со дня государственной регистрации.

Частью второй подпункта 1.4 пункта 1 Декрета № 6 определено, что предусмотренное в абзаце втором подпункта 1.1 пункта 1 указанного Декрета право может быть реализовано организацией, при условии ведения раздельного учета выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, на которую распространяются положения, содержащиеся в абзаце втором подпункта 1.1 пункта 1 Декрета № 6, а также затрат по производству и реализации этих товаров (работ, услуг) и представления в налоговый орган сертификата продукции собственного производства (сертификата работ и услуг собственного производства), выданного в порядке, установленном законодательством.

Согласно подпункту 1.5 пункта 1 Декрета № 6 организации, оказывающие услуги перевозки грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом, имеют право на применение положений, предусмотренных в абзацах втором, четвертом (в части отчислений в инновационные фонды, образуемые в соответствии с законодательными актами) и пятом подпункта 1.1 пункта 1 Декрета № 6 в отношении реализации указанных услуг при одновременном соблюдении следующих условий:

при оказании услуг перевозки грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом пункты отправления (погрузки) и (или) назначения (разгрузки) расположены на территории средних, малых городских поселений, сельской местности;

автомобильные транспортные средства, используемые организациями для оказания услуг перевозки грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом, зарегистрированы в установленном порядке регистрационными (регистрационно-экзаменационными) подразделениями Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел на территории средних, малых городских поселений, сельской местности.

Согласно подстрочному примечанию к абзацу первому подпункта 1.1 пункта 1 Декрета № 6 для целей данного нормативного правового акта под территорией средних, малых городских поселений, сельской местности понимается территория Республики Беларусь, за исключением территории городов Барановичи, Бобруйск, Борисов, Брест, Витебск, Гомель, Гродно, Жодино, Жлобин, Лида, Минск, Могилев, Мозырь, Молодечно, Новополоцк, Орша, Пинск, Полоцк, Речица, Светлогорск, Слуцк, Солигорск.

Таким образом, при соблюдении указанных выше, а также иных требований, установленных Декретом № 6, организация вправе применять закрепленный данным Декретом преференциальный налоговый режим только в отношении деятельности по оказанию услуг перевозки грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом, когда пункты отправления (погрузки) и (или) назначения (разгрузки) расположены на территории средних, малых городских поселений, сельской местности.

22. Подпунктом 1.9 Декрета № 6 предусмотрено освобождение коммерческих организаций от уплаты ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, взимаемых таможенными органами при ввозе на территорию Республики Беларусь отдельных товаров в качестве вклада в уставный фонд этих организаций. Согласно гражданскому законодательству вклады в уставные фонды коммерческих организаций вносят их участники (учредители, собственники имущества). Т.е. ввозимые в качестве вклада в уставный фонд товары будут находиться в фактическом владении участников (учредителей, собственников имущества) коммерческих организаций, освобождаемых от уплаты ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость. Просим разъяснить, кто должен представить товары к таможенному оформлению (коммерческая организация, в уставный фонд которой вносятся товары, или коммерческая организация, которая вносит товары в уставный фонд коммерческой организации)? В каком порядке будет производиться таможенное оформление?

В соответствии с подпунктом 1.9 пункта 1 Декрета № 6 коммерческие организации Республики Беларусь с местом нахождения на территории средних, малых городских поселений, сельской местности, что подтверждено определенным в соответствии с законодательством регистрирующим органом (далее – коммерческая организация), освобождаются от ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, взимаемых таможенными органами, при ввозе на территорию Республики Беларусь товаров, классифицируемых в товарных позициях, определенных рассматриваемой нормой Декрета № 6 (далее – товары) в качестве вклада в уставный фонд этих организаций в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования такого фонда.

Освобождение от ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 1.9 пункта 1 Декрета № 6 представляет собой льготу, условием использования которой является соблюдение коммерческой организацией, осуществившей ввоз товаров с освобождением от таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, ограничений по пользованию и распоряжению такими товарами, установленных в части четвертой данной нормы Декрета № 6.

Порядок предоставления налоговых льгот установлен статьей 43 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь, согласно положениям пункта 5 которой правом использования налоговых льгот обладает плательщик.

Исходя из положений статьи 79 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС), плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларанты или иные лица, на которых в соответствии с ТК ТС, международными договорами государств-членов Таможенного союза и (или) законодательством государств-членов Таможенного союза} возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

При помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (в том числе с использованием льгот по таможенным пошлинам, налогам) обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов возникает у декларанта данной таможенной процедуры.

Учитывая изложенное, плательщиком таможенных пошлин, налогов и лицом, имеющим право заявления налоговых льгот, является коммерческая организация, для формирования уставного фонда которой ввозятся товары. Следовательно, декларантом таможенной процедуры должно выступать непосредственно лицо, обладающее правом на использование таких льгот. При декларировании товаров иной организацией (не имеющей право на указанные льготы) выпуск товаров может быть осуществлен только при условии уплаты в установленном порядке таможенных пошлин, налогов.

В соответствии со статьей 186 ТК ТС в качестве декларанта вправе выступать лицо государства-члена Таможенного союза:

  • заключившее внешнеэкономическую сделку либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена;
  • имеющее право владения, пользования и (или) распоряжении товарами, – при отсутствии внешнеэкономической сделки.

Согласно пункту 3 статьи 214 Гражданского кодекса Республики Беларусь имущество, переданное в качестве вкладов (взносов) учредителями (участниками, членами) коммерческим и некоммерческим организациям (кроме переданного унитарным предприятиям, государственным объединениям либо учреждениям, финансируемым собственником), а также имущество, приобретенное этими юридическими лицами, находится в собственности этих юридических лиц.

Таким образом, внесение вклада участником общества с ограниченной ответственностью в уставный фонд названной организации означает прекращение его права собственности на соответствующее имущество и возникновение такого права у соответствующего общества с ограниченной ответственностью.

При таможенном декларировании товаров с использованием налоговых льгот в соответствии с Декретом № 6 плательщик должен в таможенной декларации указать сведения о применении таких льгот и о документах, подтверждающих право на эти льготы.

В частности, коммерческой организации наряду с иными документами, указанными в статье 183 ТК ТС, необходимо представить подтверждение, указанное в части третьей подпункта 1.9 пункта 1 Декрета № 6, а так же учредительные документы коммерческой организации, в которых соответствующие товары на момент подачи таможенной декларации должны быть определены в качестве неденежного вклада в уставной фонд этой организации

23. Если субъект хозяйствования зарегистрирован в сельской местности до вступления в силу Декрета № 6, например, в июле 2007 г., то какова по времени будет продолжительность льгот, указанных в Декрете № 6? И будут ли на него распространяться указанные льготы?

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 7 мая 2012 г. № 6 ”О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности“ (далее – Декрет № 6) коммерческие организации Республики Беларусь с местом нахождения на территории средних, малых городских поселений, сельской местности и при осуществлении на указанной территории деятельность по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг) вправе применять установленные данным подпунктом льготы в течение семи календарных лет со дня государственной регистрации этой коммерческой организации.

В свою очередь, пунктом 22 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1, определено, что датой государственной регистрации юридического лица является дата проставления штампа на его уставе (учредительном договоре – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) и внесения записи о государственной регистрации юридического лица в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Согласно подпункту 1.2 пункта 1 Декрета № 6 коммерческие организации Республики Беларусь, у которых имеются филиалы и (или) иные обособленные подразделения (далее – обособленное подразделение), осуществляющие деятельность по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на территории средних, малых городских поселений, сельской местности, имеющие отдельный баланс, которым для совершения операций открыт банковский счет с предоставлением должностным лицам данных обособленных подразделений права распоряжаться денежными средствами на счете, вправе применять установленные данным подпунктом льготы в течение семи календарных лет со дня принятия в установленном порядке решения о создании на территории средних, малых городских поселений, сельской местности обособленного подразделения. При этом решение о создании обособленного подразделения должно быть принято не позднее 31 декабря 2018 г.

Регламентации сроков применения иных предусмотренных Декретом № 6 льгот и преференций, равно как и каких-либо ограничений по применению положений Декрета № 6 или требований о необходимости выполнения дополнительных условий для возможности использования закрепленного данным документом особого режима в отношении субъектов хозяйствования, созданных до 1 июля 2012 г. нормы рассматриваемого Декрета не содержат.

Автор: Алексей Стаховский, Стройка. Источник: Министерство экономики.