Импортозамещение — главная проблема снабженца

Опытный немолодой мужчина с кучей мобильных телефонов, огромным ежедневником и постоянно рыскающим взглядом. Такой портрет снабженца «вырисовывается» у большинства. Так ли это? Кто такой снабженец, а главное — какие проблемы его волнуют, мы выясняли в рамках рубрики «Специалист».

С вопросами о сложностях, проблемах и решениях, мы обратились непосредственно к тем людям, кто изо дня в день с ними сталкивается и их решает. «Стройка» опросила несколько десятков специалистов по снабжению, отвечающих за поставку строительных материалов в крупных, средних и мелких организациях различных форм собственности. Мы интересовались наличием характерных для данной сферы деятельности проблем.

Нельзя сказать, что мы были удивлены самим наличием проблем, — очевидно, что со сложностями сталкиваются специалисты всех сфер деятельности и снабжение — не исключение. Форма собственности, размер организации и оборот, талант снабженца и наличие широкой агентурной сети в той или иной степени являются определяющими факторами успеха снабжения, либо, наоборот, наличием препон. Однако существуют проблемы, масштабность которых поражает.

«Купляйце беларускае»

Пресловутый курс на импортозамещение — вот притча во языцех белорусского снабжения. С проблемой сталкивались все без исключения респонденты «Стройки». Стремление государства не только обойтись на внутреннем рынке материалами собственного производства, но и резко нарастить экспорт видится логичным и понятным.

«Курс правильный, однако, заводы не успевают удовлетворять заявки. Приходится по два-три месяца стоять за минеральной ватой», — пожаловались нам снабженцы. Проблемными материалами большинство опрошенных называют утеплители, цемент, кирпич и шифер. Чуть «лучше» обстоят дела с ЖБИ. «Показательно, что проблемы эти от года к году не меняются», — резюмируют специалисты.

Гонка «вооружений» (читай — наращивание объемов производства) для удовлетворения внутреннего рынка и экспортных запросов печально сказывается и на качестве продукции.

«Мало того, что за белорусской ватой нужно в очереди стоять и ценник на нее, как на литовскую, так ведь и качество не то, — озадачены работники крупной строительной организации. — Соблюдение паритета “объем-качество” для белорусского производителя пока недостижимая задача».

Впрочем, это субъективное мнение строителей. Как показывает практика контроля качества, товары белорусского производителя находятся на достаточно высоком уровне и являются вполне конкурентоспособными на нашем рынке с импортируемыми товарами. А порой, белорусские товары и вовсе превосходят качеством ввозимые материалы.

Время — деньги

Сроки поставок строительных материалов — не новая проблема для снабженца. Как отмечает большинство специалистов, заказав материал у «частников», получить его можно в тот же день, а если еще и поставщик постоянный, то с большой отсрочкой платежа. Это значительно ускоряет процесс строительства и облегчает жизнь компании. Государственные же поставщики — это, как правило, гарантированные задержки, длительные сроки поставки, отгрузки, бюрократические проволочки и ничем не обоснованная волокита.

Казалось бы, как быть, если дорога к «коммерсантам» нам «заказана», а сроки жмут? Часть специалистов ищут выход в предварительных заказах. Так, например, при наличии плана закупок, заявка на материал размещается за два, три месяца до исполнения. Соскучились по очередям? Нате!

Если организация входит в структуру Минстройархитектуры, некоторые готовы писать письма с просьбами о содействии на имя самого министра. Говорят, помогает. Здесь же уповают и на связи «наверху» — будь то руководство предприятия-производителя или вышестоящих ведомств и организаций. Но, если кто-то влез «без очереди», значит, кто-то будет ждать еще дольше! А как же корпоративная культура, господа?!

«Можно, конечно, провести и процедуру пересогласования и заложить иной материал, но едва ли это займет меньше времени, чем ожидание поставки на заводе», — поделился с нами личным мнением специалист.

А что делать тем, кто работает сам на себя, у кого нет «влиятельного патронажа сверху», а в силу объемов строительства, не может быть и плана закупок?! Им остается отодвигать сроки, терпеть убытки (ведь зарплату рабочим платить надо, а стройка стоит) и смиренно ждать своей очереди. Ведь время — деньги.

«Мне за державу обидно»

Отдельный пласт вопросов, обозначившийся по результатам общения со специалистами снабжения, — это государственный заказчик и бюджет.

Госзаказчик, финансируемый за счет казны и ограниченный в бюджете, вынужден экономить на закупках и приобретать отечественные, а зачастую просто самые дешевые материалы. О вопросах качества в таком случае говорить не приходится. Первичная кажущаяся экономия в последующем «выливается» в гораздо большие затраты для страны. Например, при эксплуатации. И где экономия, синеокая?

Бюджетный заказчик самостоятельно привлекает подрядчика и требует с него гарантий на выполненные работы. Как правило, номер не проходит. С бюджетным заказчиком практически невозможно пересогласовать проектно-сметную документацию. И где обещанная дебюрократизация?! Бюджетный заказчик практически всегда оплачивает работы «по факту», что обусловливает сложности в тех случаях, когда производитель работает лишь по полной предоплате. А кого волнует дефицит средств на счетах?

«Да чего уж там, хорошо, если бюджетный заказчик вообще заплатил!», — восклицали специалисты.

Действительно, последнее время все чаще приходится слышать о случаях, когда деньги с заказчика «выбивают» только через суд. И даже, если средства за выполненные работы и поставленные материалы вы все же отстояли, то затраты на судебные тяжбы — это уже «ваша личная», как говорится.

Оказались среди проблем снабженцев и такие, которые присущи функционированию аппарата в целом, а не только отрасли строительства. Например, на Западе обеденное время строго не регламентировано, чтобы в офисе или на объекте в любое время можно было кого-нибудь застать. У нас же с советских времен осталась привычка ходить на обед всем вместе и в одно время. Снабженцы жалуются, что госпоставщику во время обеда невозможно ни дозвониться, ни сообщение оставить, ни на месте застать. Казалось бы, проблема — пшик, но актуальна. Руководству на заметку: времена обедов «с двух до трех» прошли!

Кадры решают все

Затевая данный соцопрос, мы готовились к общению с матерыми специалистами, полагая, что «ловить» их нам придется в перерывах между переездами от склада к сладу. Однако наш интервьюер был крайне удивлен наличию в рядах специалистов по снабжению и представительниц прекрасной половины. Обходятся они одним телефоном, ноутбуком, интернетом, «Стройкой», а «перебежками» от склада к складу в описках товара «не грешат». Кроме того, значительная часть снабженцев — это замдиректора, руководители отделов, совмещающие деятельность по нескольким направлениям.

Кадры… кадры решают все!

Остались вопросы? С чем-то не согласны? Есть что рассказать? 
Звоните, телефон редакции: (017) 268-11-65.
Пишите, e-mail редакции: news@stroyka.by.

 

Автор: Алексей Стаховский, Дмитрий Макарчук, Стройка.