О наболевшем: за что строители не любят тендеры

Большая партия товара — большие деньги — большие соблазны. Примерно так можно охарактеризовать процесс закупок. Государство регламентирует его посредством тендерных торгов. Как проходит тендер, с какими проблемами сталкиваются участники, и стоит ли участвовать в торгах? Ответы — в нашей рубрике «Специалист».

Для изучения проблем и положения дел с тендерами мы обратились к представителям строительных компаний (преимущественно частных), принимающих участие в торгах. Претензии по организации, процедурам проведения, определению результатов — вот перечень проблем, которыми мы интересовались.

«Спасибо, лучше вы к нам»

Поразительно, но факт: частные компании в большинстве своем предпочитают и стараются не связываться с тендерами, проводимыми госпредприятиями. Причин тому несколько. Во-первых, это финансирование — длительные сроки ожидания оплаты и перспектива судебных тяжб (знакомо, не правда ли?). Во-вторых, вынужденная необходимость снижения стоимости предлагаемой продукции, а, следовательно, и ожидаемой прибыли. И, наконец, печальный опыт предыдущего участия, результативность коего равна нулю. Нет, дело здесь не в том, что предложения «обиженных» компаний уступали конкурентам. Дело в том, что победитель в государственных торгах, как правило, известен еще до их начала. Но как же так?!

По букве закона (пункт 35 «Положения о порядке организация и проведения подрядных торгов на строительство объектов», утв. Постановлением Совмина от 03.03.05 № 235), победитель определяется «с учетом критериев, приведенных в конкурсной документации». На практике зачастую эти «критерии» оговариваются заранее, будущий победитель предлагает их, параллельно приглашая конкурентов предоставить «левые» заявки, заведомо не соответствующие первоначальным требованиям устроителя. Процедура подведения итогов кажется вполне объективной и никаких сомнений не вызывает. Победитель определяется, тендер завершается. Как говорится, «будете у нас»… Спасибо, лучше вы к нам!

Опыт против мошенничества. Первичные признаки махинаций с тендерами:

  • заявки, поданные от различных участников, полностью или частично совпадают;
  • участники указывают необоснованно завышенные стоимости;
  • участники заявляют стоимости, гораздо превышающие стоимость, предложенную победителем (потенциальным);
  • участники заявляют стоимости, отличающиеся от стоимости победителя (потенциального) на одинаковые величины (например, +5 %);
  • прошедшие отбор участники снимаются с торгов.

О поиске и предложениях

К счастью, среди респондентов оказались и не отчаявшиеся участвовать в тендерах — часть предпринимателей относятся к торгам вполне оптимистично. Проблем с участием от этого у них, правда, не меньше. Трудности начинаются уже на этапе поиска: «Сложно найти хороший, выгодный тендер», — с сожалением отмечают специалисты.

Однако, согласно положению о проведении торгов, организатор обязуется размещать извещение о проводимом тендере не позднее, чем за 30 дней до его проведения в печатном бюллетене и информационной системе «Тендеры» Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен (НЦМКЦ, icetrade.by). Есть даже специальная Инструкция о порядке размещения информации о государственных закупках от Минэкономики (Постановление от 15.01.2009 № 8).

Тем не менее, по словам наших собеседников, на icetrade попадают «огрызки», печатного бюллетеня не найти, а достойные предложения раздают еще до их опубликования.

О точности формулировок

Когда же все-таки специалист по тендерным торгам находит интересный тендер, возникают новые проблемы. Если конечная компания-заказчик «заинтересована» в проведении торгов только «по приказу сверху» и, как зачастую бывает, не имеет в штате сотрудников с необходимой компетенцией, то право проведения торгов она поручает государственным структурам — Тендерному центру Мингорисполкома, например. Основные клиенты такого подразделения — районные ЖРЭО, коммунальные предприятия, администрации районов и больницы. Состав комиссии формируется из числа сотрудников Центра, а услуги предоставляются на безвозмездной основе. Часто информации, которую подает заказчик в Центр, недостаточно, чтобы ответить на технические вопросы поставщика, что усложняет подготовку предложения.

Аналогичная проблема (недостаток данных) актуальна и для сайта центра конъюнктуры цен. В ряде случаев на специальном портале (речь о сайте icetrade.by) стоимость не указана вовсе, либо указана в расплывчатых формулировках: «свыше 3000 базовых величин», «согласно техническому заданию» или «по результатам торгов». Иногда, правда, встречаются и весьма занятные уточнения: «XXX млн руб. в ценах 2006 года». Да ну и пусть наш «деревянный» с того времени уже два раза девальвировало. Ну и пусть!

А ведь есть среди тендеров и «динозавры»! Например, на закупку оборудования для столовой и спортивного зала средней школы в г. п. Ореховск Оршанского района (тендер № 34193-2012) стоимость указана «в ценах 1991 года»! Возникает вопрос: если заказчик указывает цены двадцатилетней давности, банкнотами какого века он планирует рассчитываться и когда?!

Главное — правильно посчитать

Допустим, с поисками предложений нам крупно повезло, мы нашли интересный тендер, определились с участием, сформировали конкурсное предложение и подали его. Приходит день проведения конкурса, когда поданные заявки рассматриваются, пакеты документов вскрываются, победитель определяется. Присутствие претендентов при вскрытии конвертов регламентирует организатор тендерных торгов, а это значит, что участников могут просто не пригласить? Кроме того, конкурсная комиссия имеет право представленные предложения изучать на протяжении 60 дней (за исключением предложений по объектам жилья, инженерной инфраструктуры и благоустройства, транспортной инфраструктуры; для этих объектов — не более 10 дней). Таким образом, организатор не только может «забыть» выслать приглашение на церемонию, но и рассматривать заявки очень долго.

«Бывали случаи, когда я так и не дожидался ни привета, ни ответа от устроителей торгов, — жалуется нам специалист по тендерным торгам компании-производителя. — Означает ли это, что наше предложение не победило, или нас ”тупо продинамили“, мы так и не поняли».

Остались вопросы? С чем-то не согласны? Есть что рассказать? 
Звоните, телефон редакции: (017) 268-11-65.

Автор: Алексей Стаховский, Дмитрий Макарчук, Стройка.