Зачем Беларуси «лишние» 5 млн тонн цемента в год?

В минувшую пятницу в рамках рабочей поездки по Могилевской области Президент Беларуси Александр Лукашенко осуществил символический пуск новой линии на БЦЗ. Суммарно к лету следующего года Беларусь планирует производить до 10 млн тонн цемента в год. При этом потребляем мы всего лишь 5 млн тонн... 

Запуск новой линии на БЦЗ — второй шаг трехступенчатой модернизации цементной отрасли страны. Инвестпроекты с привлечением китайских капиталов реализуются на трех заводах: в Красносельске, Костюковичах и Кричеве. На первых двух технологические линии уже запущены, а в Кричеве работы завершатся к маю следующего года. Как отмечают официальные источники, суммарно отрасль страны получит 10 млн тонн цемента в год. Однако на сегодня потребление цемента на внутреннем рынке страны не превышает 4–5 млн тонн в год. Еще 5 млн тонн Минстройархитектуры хочет отправлять на экспорт.

«Благодаря новым линиям по выпуску цемента "сухим" способом открываются новые возможности по наращиванию производства и поставок продукции, которая конкурентоспособна на внешних рынках, — заявил эксперт из профильного ведомства в интервью корреспондентам БелТА. — Конкурентная обстановка на цементных рынках сопредельных стран в январе—июне текущего года характеризовалась избыточностью предложений местных заводов-производителей. Начиная с июня наблюдается значительное сезонное повышение цен на цемент российских заводов, в связи с чем открываются возможности для увеличения объема экспорта белорусского цемента».

Однако, как оказывается, не все так просто. Специфика «продукта» такова, что в случае транспортировки цемента, например, на расстояние в 750 км, расходы на доставку увеличиваются на 25 % от себестоимости. Таким образом, планируемый экспорт за рубеж оказывается под угрозой ценовой неконкурентоспособности. Решением проблем логистики, маркетинга и ценовой политики, как планируют в Минстройархитектуры, займется профильный цементный холдинг. Вопрос о его создании сейчас активно обсуждается в коридорах власти.

«Общая ценовая и маркетинговая политика на экспортных рынках, единая сбытовая и транспортно-логистическая сеть позволили бы успешнее конкурировать белорусской продукции с местными производителями», — уверены в Минстройархитектуры.

«Объединение предприятий в специализированный холдинг обеспечит создание единой сети зарубежных представительств, что позволит снизить расходы на создание такой сети, а значит, в перспективе охватить и большее количество рынков, обеспечив на них постоянное присутствие», — заявил эксперт.

В настоящее время основные объемы экспортных поставок белорусского цемента осуществляются в сопредельные страны на основании прямых контрактов с потребителями. В соседних странах действуют четыре торговых дома. Кроме того, реализация продукции осуществляется через ряд зарубежных компаний, выполняющих функции дилеров и дистрибьюторов. Однако, очевидно, что с ростом объемов производства, существующая дилерская сеть не справится. Поэтому задачу экспорта цемента будет разрешать цементный холдинг.

Кроме поставок цемента за рубеж, строительная отрасль Беларуси планирует наращивать объемы производства, а затем и экспорта, строительных материалов, изготовленных с использованием цемента. В приоритетах ЖБИ, сухие смеси, блоки из ячеистых бетонов, а также шифер и асбестоцементные трубы. По каждому из наименований в планах Министерства рост до 150–200 %.

Аналогичные задачи, к слову, ставил отрасли и Александр Лукашенко, наметивший для министерства перспективы производства железобетона. Китайским инвесторам — компании «Ситик», являющейся «спонсором» модернизации всех трех заводов в Беларуси, также предложено принять участие в организации производств железобетонных изделий. Бизнес-план проекта глава государства потребовал представить уже к новому 2013 году.

Оценить перспективы столь существенного увеличения объемов производства цемента в Беларуси сложно. По данным статистики, в 2011 году суммарно в Беларуси было произведено 4,63 млн тонн цемента, поставлено на экспорт — только 0,5 млн тонн. За первое полугодие текущего года произведено 2,2 млн тонн, а план по экспорту определен на уровне 1,5 млн тонн. Сумеет ли вновь учрежденный холдинг оперативно, а главное — эффективно, организовать выход на рынки стран-соседей, потеснив там конкурентов, — вопрос, который не дает покоя многим независимым экспертам.

Как заявил в комментариях «Стройке» один из представителей строй отрасли страны, «Беларусь вновь может ожидать "депрессионный" год переполненных складов и отсутствия адекватного спроса на продукцию, аналогичный тому, что наблюдался с блоками из газосиликата».

Автор: Алексей Стаховский, Стройка. Фото: БЦЗ, БЕЛТА.