Новые нормы контрольной (надзорной) деятельности в Беларуси

Указ Президента от 26 июля 2012 г. № 332 «О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» вступил в силу с сегодняшнего дня. Каких новшеств ожидать бизнесу в порядках проведения контрольной деятельности и к чему готовиться — «Стройка» разбиралась.

Как сообщили «Стройке» в пресс-службе Совета Министров Республики Беларусь, новый документ был разработан в сотрудничестве с Комитетом госконтроля, Администрацией Президента, с участием представителей бизнес-сообщества с целью оптимизации контрольной (надзорной) деятельности и сокращения количества проверок. В соответствии с данным Указом внесены изменения и дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (Указ № 510).

В новой редакции Указа № 510 определен перечень контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, а также критерии отнесения проверяемых субъектов к группе риска для назначения плановых проверок.

Согласно новому документу определяются формы профилактической работы контролирующих (надзорных) органов. Утверждено Положение о порядке проведения мониторинга, которым устанавливаются задачи и полномочия контролирующих (надзорных) органов при проведении мониторингов, а также предусмотрено, что при добровольном устранении субъектом нарушений санкции к нему по результатам мониторинга не применяются.

Из-под действия Указа № 510 с 1 октября 2012 г. дополнительно выведен ряд мероприятий, в том числе технические (технологические, поверочные) мероприятия. Расширен круг субъектов, которые могут быть проверены в рамках Указа № 510, в том числе в мораторный период. К числу проверяемых субъектов отнесены лица, осуществляющие адвокатскую деятельность индивидуально, а также временные антикризисные управляющие, не являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями. В мораторный период Комитетом государственного контроля может быть назначена внеплановая проверка субъекта, совершающего (совершившего) сделки (операции) с лицами, в деятельности которых установлены признаки лжепредпринимательства.

Изменен порядок планирования проверок. В частности, субъекты, которые добросовестно исполняют законодательство и не имеют задолженности перед бюджетом, будут проверяться не чаще одного раза в пять лет. С 1 января 2013 г. планирование проверок будет осуществляться по системе («вертикали») госоргана, то есть с учетом проверок, проведенных как контролирующим (надзорным) органом, планирующим проверку, так и его вышестоящим контролирующим (надзорным) органом, их структурными подразделениями, территориальными органами, подчиненными организациями. Определены последствия признания проверки незаконной и усилена ответственность за незаконные проверки. Конкретизированы основания для отвода (самоотвода) проверяющих.

Уточнены полномочия государственных органов (организаций) и должностных лиц по принятию отдельных решений в ходе проверок и по их результатам. Премьер-министру Республики Беларусь предоставлено право назначать внеплановые проверки. Генеральный прокурор Республики Беларусь вправе будет принимать решения о проведении повторной проверки контролирующими (надзорными) органами субъекта по одному и тому же вопросу за один и тот же период. Министерство здравоохранения и органы государственного санитарного надзора получили право назначать внеплановые оперативные тематические проверки соблюдения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Руководители Департамента ценовой политики Министерства экономики и облисполкомов (Минского горисполкома) вправе назначать внеплановые проверки в целях оперативного выявления и пресечения нарушений антимонопольного законодательства, законодательства о ценах и ценообразовании.

Указом предусмотрено, что проверки, проводимые вышестоящим контролирующим (надзорным) органом с участием должностных лиц нижестоящих контролирующих (надзорных) органов, а также проверки, проводимые органами Комитета госконтроля или прокуратуры с привлечением к участию в проверке представителей других контролирующих (надзорных) органов, не являются совместными.

Изменен порядок утверждения и применения контрольного списка вопросов (чек-листа). Совет Министров Республики Беларусь будет определять перечень контролирующих (надзорных) органов и сфер, обязанных применять (в которых применяется) чек-лист. Право утверждать формы контрольного списка вопросов предоставлено республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь.

С учетом практики уточнены отдельные процедурные вопросы проверок, в том числе требования к оформлению акта (справки) проверки. В частности, предусмотрена возможность внесения дополнений и (или) изменений в предписание на проведение проверки. Продление срока действия предписания о приостановлении (запрете) деятельности субъекта осуществляется только в судебном порядке. Определены особенности проведения проверок при отсутствии проверяемого субъекта и его представителей по месту нахождения (месту жительства), указанному в учредительных документах (свидетельстве о государственной регистрации), и (или) по последнему месту нахождения (месту жительства), известному контролирующему (надзорному) органу.
Изменен порядок назначения и проведения проверок по поручениям правоохранительных органов. Органы уголовного преследования получили право поручать проведение проверок не только органам ведомственного контроля, но и иным контролирующим (надзорным) органам, за исключением органов Комитета госконтроля.

«Указ № 332 не только позволяет снять отдельные спорные вопросы, касающиеся процедуры проверок, но и содержит механизм защиты субъектов хозяйствования от незаконного вмешательства в их деятельность, а также включает дополнительные гарантии для тех, кто добросовестно исполняет законодательство», — говорится в сообщении пресс-службы Кабинета Министров.

Автор: Алексей Стаховский, Стройка