Инновации в промышленности стройматериалов: что к чему?

Инновационное развитие любой отрасли — свидетельство ее «здоровья» и перспективности. Отечественная строительная отрасль, несмотря на множество продуктов, представляемых на конкурсах и выставках как инновационные, пока серьезно отстает. Что есть инновация на строительном рынке и каковы перспективы инноваторства  —  в обзоре «Стройки».

Согласно одному из определений, инновация — это новый или усовершенствованный продукт либо производственный процесс. Ключевой частью этого определения является не столько слово «новый», сколько «усовершенствованный», поскольку функциональность и практичность важнее новизны как таковой. При этом усовершенствование должно иметь спрос со стороны рынка. В истории имеется немало примеров, когда рациональному изобретению приходилось ждать своего звездного часа годы, а то и десятки лет, а некоторые из разработок так и не нашли своего потребителя.

Говоря об инновациях в строительстве, специалисты часто подразумевают инновации в промышленности стройматериалов. Любое строительство представляет собой многоступенчатый процесс, непосредственно инновациями в котором могут являться как технологии строительства, архитектурные решения, системы управления проектами, так и проектирование, эксплуатация готовой постройки или методы восстановления и реставрации. Однако же, первостепенной инновацией в строительстве являются материалы.

Подтверждение тому — наблюдения экспертов, которые сходятся во мнении, что инновациями в большей степени занимаются не строители, а производители строительных материалов (конструкционных, вспомогательных, отделочных, ремонтных и других). И это объяснимо, ведь строительных материалов существует множество, в отличие от методов строительства, да и затраты времени и средств на внедрение новой разработки у производителей материалов заметно меньше, чем у крупных компаний на внедрение новых технологий.

Бо́льшая часть инновационных решений, которые находят свое применение непосредственно в строительстве, направлено на сбережение энергии. По оценкам участников рынка, спрос на энергосберегающие системы возрастает ежегодно примерно на 10—15 %, хотя еще совсем недавно теплоизоляции зданий не придавалось особого значения. Усиление внимания строителей и потребителей к энергосбережению происходит не без помощи государства, которое постепенно внедряет новые стандарты, предъявляя все более высокие требования. Не последнюю роль играет и рост цен на услуги ЖКХ и постоянно дорожающие энергоресурсы. В какой-то степени, возможно, сказывается и осознание необходимости сбережения энергии — растет культура потребления или забота об окружающем мире (кому как угодно).

Поэтому неудивительно, что существенная часть инновационных строительных материалов, уже пользующихся широким спросом, имеет отношение именно к вопросу теплоизоляции (прямо или косвенно).

Описание некоторых инновационных строительных материалов:

Материал

Суть инновации

Достоинства

Утепленные стеновые ЖБИ-панели

Трехслойная железобетонная конструкция с пенополистирольным утеплителем внутри

Ускорение и удешевление строительства за счет отсутствия необходимости наружного утепления

Торфоблоки

Торф, переработанный и превращенный в пасту, связывает наполнители — древесные опилки, стружку или солому

Хорошие тепло- и звукоизоляционные свойства

Микроцемент

Мелкоструктурный цемент с добавлением полимеров и красителей

Прочный и надежный защитный и декоративный материал

Стекломагнезитовый лист

Плиты на основе магния, хлорида магния, перлита и стекловолокна

Гибкий, прочный, огнеупорный и влагостойкий отделочный материал

Фиброцемент

Цемент, включающий минеральный наполнитель, армирующие волокна и красители

Прочный водостойкий материал, предназначенный для отделки фасадов и внутренних помещений

Эковата

Целлюлозный утеплитель, на 80 % состоящий из макулатуры с добавлением лигнина

Биостойкий, экологичный тепло- и звукоизоляционный материал

Стеклопластиковая и базальтопластиковая арматура

Прочные стержни диаметром 4—20 мм с ребристой поверхностью

Легкая, пластичная арматура с высокой коррозионной стойкостью и низкой теплопроводностью

Газобетон, кирпич, цемент с использованием золы

Разновидности стеновых материалов с использованием золы-уноса ТЭЦ в качестве вяжущего

Снижение стоимости, материалоемкости и теплопроводности конструкции

Нанобетон

Бетон с добавлением наночастиц оксида кремния, поликарбосиликата, диоксида титана, углеродных нанотрубок, фуллеренов или волокон

Бетоны разной плотности с повышенной огнестойкостью, прочностью и энергосберегающими свойствами

Инфракрасные греющие панели

Гипсокартонные листы с электропроводящей углеродной нитью, служащей нагревателем

Равномерное распределение тепла, сохранение влажности воздуха

Источник. ABARUS Market Research на основании данных Росстат.

Разумеется, новых материалов, которые не только уже используются в строительстве, но также еще только пробивают себе дорогу, гораздо больше. В компактную таблицу все новшества не уместить. Отдельно стоит сказать, что с каждым днем все б́ольший интерес вызывают новинки с приставками «нано»: нанокраски, наноштукатурки, наноламинаты, нанокомпозиты для полимеров, нанокомпозитные антипирены и многое другое.

Также инновационными иногда называют и материалы, уже давно используемые в строительстве: минвату на основе базальта, окрасочную (распыляемую) теплоизоляцию, поризованные керамические блоки, пенополистирол и вспученный вермикулит, пеностекло, сэндвич-панели и другие материалы.

Объясняется это несколькими причинами: банальная — до некоторых регионов технологии дошли только сейчас, причина «посущественнее» — несущественные изменения технологий производства. Иногда срабатывает правило «все новое — это хорошо забытое старое». Например, обычный полнотелый брус, из которого в былые времена и строились все избы в деревнях, сейчас преподносится как инновация, «под соусом» новомодной терминологии — монолитный брус. Поэтому не будет ничего неожиданного в том, что кто-нибудь придумает называть старую добрую паклю «эко-фибро-изоляция», а соломенную крышу с глиняными водостоками — «эко-композитная кровля».

Тенденция использования в инновационной пропаганде «модных» слов — таких как «нано», «микро», «эко», «композит» и «монолит», — вполне успешна. Поставьте любое подходящее из них рядом с названием своей продукции — и вы инновационный производитель.

 
 Разработка шведской компании SolTech — стеклянная черепица с интегрированной системой отопления дома

Тем временем бросается в глаза, что очень многие технологии, которые на отечественном рынке применяются всего 5—10 лет и считаются новыми, в Европе, Канаде или Америке (откуда они в основном к нам и приходят) давно уже являются традиционными. Так, в Скандинавских странах по каркасно-панельной технологии возводится около 70 % малоэтажного строительства. Поризованная керамика на рынке Европы известна уже несколько десятков лет, а на отечественных выставках нам демонстрируют ее едва ли не как главное изобретение.

Отечественные компании пользуются в основном западными инновациями, импортируя оборудование и технологии, немного дорабатывая их под местные «особенности», например, сырье. О создании же своих собственных инновационных разработок речи пока не идет. Эксперты признают, что западный строительный рынок ушел далеко вперед, а нашему пока ничего не остается, как догонять.

Догоним ли, с учетом того факта, что Россия — в ВТО, а значит нужно ожидать открытия границ, что очевидно повлечет заметный конкурентный бум на рынке. Главным же двигателем инноваций является как раз конкуренция и необходимость быть всегда «на гребне». Не последний фактор в инновационном векторе развития — статья затрат. Эксперты отмечают, что в среднем себестоимость жилья, в котором применяются какие-либо инновации, возрастает на 10—15 %. Большинство потребителей, сожалеют инноваторы, по-прежнему во главу угла ставят не будущую выгоду, которую могут принести современные энергосберегающие технологии, а стоимость конечного предложения. Инновации же воспринимаются как дорогие, статусные «фишки».


Зеленые дома — здания, отвечающие современным требованиям экологичности и энергоэффективности

Да и сами компании, стараясь угодить потребителю в цене, обращают взор лишь на инновации, позволяющие сэкономить либо сократить срок производства. Вопросы качества — второстепенны. Мелкие предприятия стараются перенять популярную недорогую технологию, а не вкладывать средства в разработку новых уникальных. Содержать научные центры и вовсе могут позволить себе лишь крупные компании. Что же касается сектора финансируемых государством научно-исследовательских учреждений, то в силу ограниченности во внедрении разработок, материально-сырьевой и технологической базы, они также сильно отстают от западного темпа инновационного развития.

Специалисты строительных и консалтинговых компаний считают, что строительной отрасли еще долго придется ждать собственных инновационных технологий. Чтобы инновационные методы распространялись, нужно создавать комплексные решения — союзы девелоперов со строителями и производителями строительных материалов. Это создаст эффект масштаба и позволит наладить конвейерное производство, чтобы внедрять инновации сразу в среднем ценовом сегменте, и сразу с прицелом на качество, энергосбережение и экологичность.

Подготовлено на основании исследований портала Стройка с использованием данных агентства ABARUS Market Research. 

Автор: Алексей Стаховский, Стройка. Источники: Стройка.ru, Abarus MR.