Более 20 % импортируемого в Россию цемента поставляется из Беларуси

Российские производители цемента продолжают бить тревогу. К концу года объем импортного цемента на российском рынке достигнет рекордных за последние четыре года показателей. Более 4,5 млн тонн вяжущего будет ввезено в Россию из-за рубежа. Каждая пятая импортируемая тонна цемента — из Беларуси.

Из-за вступления во Всемирную торговую организацию, Россия не может использовать заградительные пошлины на импортируемый из-за рубежа цемент. Российские производители главного строительного материала, обеспокоенные ростом объемов поставок вяжущего, зачастую сопровождаемых демпингом цен, требуют ввести обязательную сертификацию цемента.

Уже сейчас они не могут конкурировать с поставляемыми извне материалами: тонна цемента на границе стоит около 70 долларов без НДС, а у российского производителя — в среднем 100 долларов.

Владельцы российских заводов, инвестировавшие в производства не один десяток миллионов долларов, настроены крайне жестко, основные «претензии» у них к Турции, доля импорта которой составляет 37 %, Беларуси — 21 %, Ирану — 8 %, а также Латвии и Китаю — 7 % и 4 % соответственно.

Ассоциация производителей цемента России увеличение импорта объясняет несколькими причинами. Во-первых, это сокращение потребления цемента в самих странах-импортерах, что приводит к переизбытку мощностей и, как следствие, демпинговым ценам на зарубежных рынках. Во многом, считают в ассоциации, подобная тенденция связана и с субсидированием со стороны государства, выдающего цементной отрасли кредиты. Отдельную обеспокоенность, безусловно, вызывают ближайшие планы нашего государства по вводу трех цементных заводов и резкое увеличение производительности. Как мы писали ранее, в результате запуска всех новых линий по производству вяжущего Беларусь «получит» около 5 млн тонн «свободного» цемента, который планирует экспортировать. Российские производители боятся упустить контроль над рынком вяжущего материала в близлежащих к Беларуси регионах.

Вторая причина роста импорта — дорогая логистика внутри страны. Специалисты отмечают, что доля импортной продукции растет в тех регионах, где дешевле получать сырье из-за рубежа, чем доставлять с отечественных заводов-производителей. Беларусь, например, нацелена в Центральный федеральный округ, в Дальнем Востоке господствует Китай, в Северо-Западном регионе — Прибалтика, в Ростове-на-Дону дешевле получать сырье из Турции по морю, чем везти железнодорожным транспортом более 400 км от ближайшего крупного отечественного производителя.

По оценкам союза производителей цемента, из-за роста импорта в этом году российкие производители недополучат около 13 млрд российских рублей, что может привести к сокращению инвестиций в развитие производства.

Опасаясь продолжения роста объемов импорта цемента, российские производители проводят планомерную целенаправленную кампанию по реализации комплекса мер по защите рынка страны от импортного вяжущего.

Автор: Алексей Стаховский, Стройка.