ОАО «Белгипс»: основная причина покупки импортных материалов — популярность бренда

Насколько увеличится спрос на гипсокартон в ближайшие три года, и почему отечественный материал стоит дороже импортного? Почему 70 % произведенного гипсокартонного листа уходит на экспорт, при этом собственные потребности страны удовлетворяются за счет импорта продукции, и что будет делать отечественный производитель после «выселения» за город?

Открытое акционерное общество «Белгипс» является единственным в стране производителем гипсокартонных листов (ГКЛ), пазогребневой плиты для перегородок и сухих строительных смесей на основе гипса. На фоне неизменно растущего спроса на листы, монополистические позиции предприятия открывают для него большие перспективы. О том, как обстоят дела у ОАО «Белгипс», и каковы планы предприятия на будущее в интервью «БСГ» рассказал главный инженер предприятия Вадим МЕЛЕНЬКО.

Производимая Белгипсом продукция востребована в основном строительными трестами и управлениями. Коммерческие структуры приобретают до 30 %, еще около 5 % реализуется дилерами. Основная трудность, с которой сталкивается организация, — отсутствие собственной сырьевой базы. При этом вопрос о покупке сырья не стоит настолько остро, как вопрос его транспортировки. Отсутствие собственного подвижного железнодорожного состава вынуждает предприятие его арендовать, что в значительной степени повышает стоимость сырья, а следом и продукции.

На сегодняшний день розничная цена гипсокартонного листа белорусского производства превышает стоимость импортного аналога: для ГКЛ обычного размером 2500 × 1200 × 9,5 мм — соответственно 56 400 против 54 900 белорусских рублей. На предприятии уверены, что крупные компании-производители за рубежом, благодаря большим объемам выпускаемой продукции и стабильной сырьевой базе, могут позволить себе реализовывать продукцию по низким ценам без убытка.

 Мы же по специфике своего производства во многом зависим от конъюнктуры на сегменте сырьевых материалов, от железнодорожных тарифов и т. д., — рассказывает главный инженер. — Основная же причина использования импортных ГКЛ заключается в популярности брендов. Покупают то, что на слуху. Проводилась даже серьезная независимая экспертиза, которая показала, что некоторые иностранные производители поставляют продукцию более низкого качества, чем наша. Особенно по скрытым показателям, которые не выявляются обычными способами, таким как влагопоглощение и огнестойкость.

Цена и сырье, однако, не единственные проблемы, с которыми ведут борьбу на производстве, — устаревшее оборудование приходится постоянно ремонтировать, чтобы его изношенность не сказалась на качестве, и это также дает о себе знать.

 Сегодня на рынке стройматериалов жесткая конкуренция, поэтому потеря клиентов из-за брака для нас недопустима, — говорит Вадим Меленько.  Несмотря на то, что оборудование действительно устарело, мы стараемся поддерживать его в надлежащем состоянии, чтобы изношенность никоим образом не отражалась ни на качестве, ни на товарном объеме.

В 2014 году у предприятия заканчивается срок аренды участка в столице, и производственные мощности планируют перенести за город. На новой территории для ОАО «Белгипс» будет возведен завод с современной линией по производству ГКЛ, пазогребневых плит и сухих строительных смесей, благодаря чему предприятие планирует не только увеличить объем выпуска продукции, но также снизить себестоимость.


Гипсокартон — незамменимый при обустройстве многоуровневых потолков материал 

Возможно, поспособствует реализации намеченного и инвест-сотрудничество с крупными и именитыми компаниями. Сегодня интерес к производителю из Беларуси высказывают Saint-Gobain и Knauf, Lafarge и Волма. Однако сотрудничество будет выгодным как для ОАО «Белгипс», так и для инвестора лишь в случае совместного строительства нового современного завода по производству гипсовых изделий.

 Это позволит в значительной степени повысить объемы выпуска, а значит, и снизить его себестоимость. При этом инвестор надежно обоснуется на белорусском рынке, емкость которого, по прогнозам, к 2015 году вырастет в полтора раза. Наиболее актуальные вопросы, которые можно будет решить объединенными усилиями — это создание стабильной сырьевой базы, оптимизация схем транспортировки сырья, улучшение качества продукции (за счет нового оборудования), а также расширение рынка сбыта, — отмечает главный инженер.

Годовая программа по производству гипсокартонного листа, при емкости белорусского рынка от 10 до 12 млн кв. м листа, составляет всего 6 млн кв. м в год. При этом около 70 % произведенной продукции ОАО «Белгипс» вынуждено отправлять на экспорт. Оставшаяся ниша заполняется продукцией производителей из зарубежных стран. Так происходит потому, что предприятие полностью зависит от импорта сырья, для закупки которого необходима валюта.

Автор: Алексей Стаховский, Стройка. Источник: БСГ.