Как строились небоскребы сто лет назад (фото)

В Чикаго 1 мая 1884 года было начато строительство первого небоскреба. В нем было целых 10 этажей! Однако уже в начале XX века 10-этажным домом было никого не удивить, а строительство небоскребов в Америке переместилось в Нью-Йорк.

Фотография сидящих на балке где-то высоко в небе нью-йоркских строителей очень популярна и часто встречается на постерах и обложках. Многие с замиранием сердца задаются вопросом — как? Как они туда попали и как они могут не дрожать от страха, а преспокойно есть свой ланч? Как же строились небоскребы в Нью-Йорке, об этом рассказ.

Обед на вершине небоскреба 1932 г., фотограф Charles C. Ebbets

Такое чудо, как небоскреб, не стало бы возможным без изобретения стального каркаса. Его сборка — самая опасная и сложная часть строительства. Именно качество и скорость работы определяют, будет ли проект реализован в срок и в рамках бюджета. Вот поэтому клепальщики в то время — самая важная профессия при строительстве небоскреба. Это была каста со своими законами: зарплата клепальщика за рабочий день составляла $15, больше чем у любого квалифицированного рабочего на стройке; они не выходили на работу в дождь, ветер или туман. Работали клепальщики бригадами по четыре человека, и стоило одному из бригады не выйти на работу, не выходил никто. Почему же в 30-е годы, в разгар Великой депрессии, им все это позволялось?

Ответ кроется в специфике работы этих мастеров своего дела. На помосте из досок или просто на стальных балках стоит угольная печь. В печи заклепки — стальные цилиндры 10 см в длину и 3 см в диаметре. «Повар» «варит» заклепки — небольшими мехами гонит в печь воздух, чтобы разогреть их до нужной температуры. Заклепка прогрелась (не слишком сильно — провернется в отверстии, и придется ее высверливать; и не слишком слабо — не расклепается), теперь нужно передать заклепку туда, где она будет скреплять балки. Печь в течение рабочего дня не передвигается. Поэтому часто место крепления находится от «повара» метрах в 30-ти, иногда выше, иногда ниже на 2–3 этажа.

Передать заклепку можно единственным способом — бросить. «Повар» поворачивается к «вратарю» и убедившись, что вратарь готов к приему, щипцами бросает раскаленную докрасна 600-граммовую болванку в его сторону. Иногда на траектории уже сваренные балки, а кинуть нужно точно и сильно.

«Вратарь» стоит на узком помосте или просто на голой балке рядом с местом клепки. Его цель — поймать летящую железку жестяной банкой, не сдвинувшись с места, чтобы не упасть. Но поймать заклепку он обязан, иначе она упадет на город.

«Стрелок» и «упор» ждут. «Вратарь», поймав заклепку, загоняет ее в отверстие. «Упор» с внешней стороны здания, вися над пропастью, стальным стержнем при помощи собственного веса удерживает шляпку заклепки. «Стрелок» 15-килограммовым пневматическим молотом в течение минуты расклепывает ее с другой стороны.

Лучшая бригада проделывает этот фокус свыше 500 раз за день, средняя — около 250-ти.

Опасность этой работы можно проиллюстрировать следующим фактом: каменщики на стройке страхуются по ставке 6 % от зарплаты, плотники — 4 %. Ставка клепальщика доходила — до 30 %. Например, при строительстве небоскреба на Wall-Street-40 погибло четверо строителей, на Empire State  Building — пятеро.

Каркас небоскреба состоит из сотен стальных профилей длиной несколько метров и массой в несколько тонн, так называемых бимсов (от англ. beams «пучок»). Хранить их при строительстве небоскреба негде — невозможно организовать склад в центре города, в условиях плотной застройки. Более того, все элементы конструкции разные, каждый может быть использован в одном единственном месте, поэтому попытка организации даже временного склада, например, на одном из последних построенных этажей может привести к большой путанице и срыву сроков строительства.

Именно поэтому тяжелее и опаснее работы клепальщиков могла быть только работа крановой бригады.

Заказ на бимсы был согласован с металлургами еще несколько недель назад, грузовики подвозят их к месту строительства минута в минуту, независимо от погоды их необходимо разгрузить немедленно.

Деррик-кран — стрела на шарнире — находится на последнем построенном этаже, монтажники — этажом выше. Поднимая многотонный швеллер, оператор не видит ни саму балку, ни машину, которая ее привезла, ни своих товарищей.

Единственный ориентир для управления — удар колокола, подаваемый подмастерьем по сигналу бригадира. Удар — включает мотор, удар — выключает. Рядом работают несколько бригад клепальщиков со своими молотами, другие крановщики поднимают по командам своих колоколов швеллеры. Ошибиться и не услышать удар нельзя — швеллер или протаранит стрелу крана, или сбросит с установленной вертикальной балки монтажников, готовящихся его закрепить.

Бригадир, управляя дерриком через двух человек, одного из которых он не видит, добивается совпадения отверстий под клепку на установленных вертикальных балках с отверстиями на поднимаемом швеллере (с точностью до 2–3 мм). После этого пара монтажников может закрепить раскачивающийся, часто мокрый швеллер огромными болтами и гайками.

В Нью-Йорке на 6th Avenue в 2001 г. был установлен памятник этим мужественным парням. Моделью стал тот самый известный снимок. Сначала памятник сделали точно по фотографии, т. е. 11 строителей сидят на балке. А потом самого крайнего справа «убрали». И только из-за того, что у него в руках бутылка виски! Видимо, не хотели разрушать легенду о бравых парнях. Теперь это 10 вполне приличных ребят, сидящих на стальной балке. Нормально. Но как-то обидно.

Автор: bigpicture.ru