Белорусская модернизация взорвет мировые рынки

Белорусские заводы начнут производить «пионерные» продукты, которые станут «узнаваемыми брендами» и будут «взрывать рынки», уверены в правительстве. Все это — благодаря программе по модернизации предприятий.

Несмотря на скандалы вокруг дереобрабатывающих предприятий, власти не оставляют надежд, что волшебное слово «модернизация» может преобразить белорусскую экономику. Замминистра промышленности Павел Утюпин на Белорусском промышленном форуме рассказал об идейной составляющей программы комплексной модернизации.

Все 242 организации Минпрома уже имеют бизнес-план или инвестпроект своего обновления. В результате их реализации в 2015 году отечественные заводы и фабрики должны превратиться в «высокотехнологичные наукоемкие производства», которые создают «инновационную, экспортоориентированную» продукцию. Объем затрат на программу министерство оценивает почти в 3 млрд долларов.

Три кита белорусской модернизации

Павел Утюпин напомнил, что идея программы модернизации базируется на трех китах — техническом переоснащении, внедрении научных инноваций и реструктуризации менеджмента.

Бытует мнение, что отечественная модернизация сводится лишь к одному «киту» — техническому переоснащению, понимаемому как обыкновенная замена станков в цехах. Чтобы разрушить этот стереотип, замминистра решил подробнее рассказать о второй составляющей — научной.

Павел Утюпин выразил уверенность, что «планы по инновациям» приведут к созданию на всех предприятиях «нового, в чем-то пионерного продукта, способного не только конкурировать по ценовому фактору, но и “взрывать” рынки, создавать узнаваемые бренды, диктуя с этой точки зрения выгодные ценовые предложения для потребителей».

Рост инновационной составляющей в выпускаемой продукции сегодня является непременным пунктом плана модернизации любого предприятия. Тут следует оговориться, инновационным у нас считается любой продукт, изготовленный по новой рецептуре, например, молоко с меньшей долей жирности. Такие «инновационные» продукты можно придумывать хоть каждый день, по статистике за первый квартал нынешнего года их удельный вес в общем объеме выпуска составил 41,2 %, значительно превысив план.

Сегодня на предприятиях реализуется 34 важнейших инновационных проекта и еще порядка 70 отраслевых. На них только за прошлый год было потрачено порядка 2 трлн рублей. В результате было создано 272 новых рабочих места, модернизировано — 161.

Что касается третьего направления модернизации — экономического, то в чем конкретно оно должно проявиться, осталось неясным. Замминистра в своем описании данной составляющей ограничился фразой, уже звучавшей в похожей формулировке из уст Петра Прокоповича, о «реструктуризация менеджмента в целях повышения конкурентоспособности организации».

«Здесь основным критерием является наращивание экспортного потенциала и сокращение издержек через внедрение ресурсосберегающих технологий и через оптимизацию численности», — добавил Павел УТЮПИН.

Флагманы белорусской модернизации

Замминистра рассказал о проектах, на которые правительство возлагает наибольшие надежды и которые должны стать примером успешной модернизации.

Первым поводом для гордости к 2014 году станет новый карьерный самосвал БелАЗ с особо большой грузоподъемностью (90–450 тонн). Таких гигантов завод намерен выпускать 838 единиц в год. А появиться этой машине поможет модернизация производства на заводе. Здесь построят дополнительные производственные площади (более 30 тыс. м2). «На территории БелАЗа строится по сути новый завод», — сказал замминистра.

Новые мощности создадут в Могилеве, модернизируя производство крупногабаритного литья для больших самосвалов. На реализацию проекта потратят 644,6 млн долларов.

Не менее впечатляющие результаты должно принести обновление в филиале Минского моторного завода в Столбцах. Здесь будут выпускать дизельные двигатели экологического стандарта Евро-5 и Евро-6 мощностью до 1000 лошадиных сил. Завод будет выполнять 50 тыс. тонн отливок в год. За счет вложения немалых средств на предприятии создадут производство высокоточного высокопрочного чугунного литья. Для этого была разработана специальная технология повышения физико-механических свойств литья. Филиал, по масштабу производства будет сравним с самим заводом.

«Это импортозамещающий проект, который обеспечит существенное снижение себестоимости продукции», — сказал замминистра.

Масштабные проекты по техническому перевооружению действующих производств должны усовершенствовать работу Минского подшипникового завода, МАЗа, БМЗ и Гомсельмаша.

Важным элементом модернизации предприятий в организационном плане является создание холдингов, которых появится около 16.

В качестве доказательства оправданности создания подобных структур замминистра привел холдинг «Автокомпоненты» во главе с БАТЭ. «Объединение предприятий, — объяснил чиновник, — позволило снизить издержки, потому что закупку той же металлопродукции более выгодно осуществлять в рамках холдинга — достигается эффект масштаба». Важным направлением в рамках деятельности холдинговых структур является научно-техническая политика, когда концентрируется конструкторский потенциал заводов, и разработками могут пользоваться все участники холдинга.

Например, БАТЭ реализует проект по созданию литейного производства, более эффективного, нежели то, что имеет сегодня. Его мощность будет равна 2 тыс. тонн алюминиевого литья в год. «Естественно, мощности этого предприятия и его подразделений будут работать не только на нужды управляющей компании, но и на каждый отдельный участок холдинга», — сказал чиновник.

И всем по тысяче долларов

К 2015 году, когда все озвученные планы и программы реализуются, страна должна получить впечатляющие результаты. Каждый работник будет приносить предприятию 80,6 тыс. долларов выручки, увеличив ее в 2 раза. Еще больше (в 2,3 раза) увеличится выработка по валовой добавленной стоимости на одного занятого — до 27,5 тыс. долларов. А средняя зарплата тружеников предприятий составит тысячу долларов.

К словам чиновника хочется добавить, что произвести продукцию по самым современным стандартам — это половина пути. Для нее еще нужно найти рынки сбыта, тогда и можно будет говорить о том, что колоссальные средства, вложенные в модернизацию белорусских предприятий, потрачены не зря.

Автор: Ежедневник