Реформа строительной отрасли: в целом хорошо, но есть проблемы

В рамках I Делового форума профессионалов строительной отрасли 18 марта 2014 года состоялся круглый стол на тему «Реформа строительной отрасли: пути повышения ответственности участников рынка, качества товаров и услуг».

В обсуждении приняли участие представители Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь, РУП «Стройтехнорм», РУП «Белстройцентр», Белорусского союза строителей, Ассоциации застройщиков объектов жилищного строительства, Белорусского союза архитекторов, руководители и топ-менеджеры ведущих предприятий и организаций строительной отрасли, а также представители СМИ.

Для белорусского строительного рынка 2014-й обещает стать годом масштабных перемен, во многом обусловленных Указом Президента Республики Беларусь от 14 января 2014 г. № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности». Именно вокруг нововведений, описанных в указе, и тех изменений, которые они повлекут, выстроилась дискуссия участников круглого стола. Речь также шла о насущных проблемах строительной отрасли.

Александр Корбут, председатель Белорусского союза архитекторов, отметил, что строительный рынок Беларуси стал в какой-то мере неуправляемым: появляются предприятия разных форм собственности, но не хватает профессионалов. Нельзя вести речь о полноценной реформе строительной отрасли без улучшения качества вузовского и послевузовского образования, без постоянного повышения квалификации специалистов. Александр Корбут также обратил внимание на необходимость совершенствования нормативно-технической базы, которая на данный момент слишком утяжелена, что создает поле для разнообразных ошибок.

«Когда контролирующие органы отмечают, что уровень качества проектной документации упал, приходится обращать внимание, что в начале 1990-х годов у нас работало порядка 12–14 тыс. проектировщиков. Сегодня их количество не изменилось, но экономика развивается, поэтому объем работ существенно вырос. В то же время стоимость проектных работ упала в 2–3 раза. Если еще 5–10 лет назад она составляла 5–10 % от общего объема, то сегодня — 1,5–2,0 %. Соответственно, снижается оплата труда специалистов: экскаваторщик зарабатывает больше, чем архитектор. В результате мы имеем весьма грустную картину: в проектных институтах не хватает высококвалифицированных проектировщиков и архитекторов. Мы тратим время и средства на подготовку кадров, но их труд в дальнейшем достойно не оплачивается, и они предпочитают уезжать или через интернет работать на ту же Россию. Вот то, что нужно реформировать в первую очередь, иначе последствия могут быть необратимыми!»

Василий Устинчик, председатель наблюдательного совета ОАО «10 УНР-инвест», член совета Ассоциации застройщиков объектов жилищного строительства, заметил, что грядущая аттестация в строительной отрасли — явление очень своевременное.

«Некогда отмена генподрядной лицензии привела к тому, что на строительный рынок вышли те, кто имел лишь стол и стул, но брался за строительство жилого дома. Больно было смотреть, как неопытный заказчик и такой же неопытный подрядчик даже не знали, какой пакет документов нужно собрать, чтобы построить и сдать дом!»

Однако действия, которые касаются аттестации, по мнению Василия Устинчика, должны быть согласованы в рамках Таможенного союза, чтобы белорусским организациям не приходилось отвлекать силы и средства на повторную оценку работников в России или Казахстане.

«Исходя из своего опыта работы с Российской Федерацией, хочу отметить, что наши строительные тресты получают там любую категорию. Исключение составляют разве что работы на атомных станциях. Поэтому аттестацию в Беларуси надо проводить с таким прицелом, чтобы потом нам было проще работать в Таможенном союзе. И условия, кстати, должны быть для всех одинаковыми, а то белорусы платят 30 % подоходного налога в России, а россияне у нас — 12 %. Этот вопрос надо решать на межправительственном уровне!»

Указ № 26 может стать источником некоторых сложностей для строителей. В частности, речь идет о гарантийном обеспечении качества введенных в эксплуатацию объектов.

Валерий Саприкин, заместитель главного инженера ОАО «МАПИД», рассказал:

«Как мы ни изучали указ, но решения, заложенные в него, не влекут дополнительной помощи строителям. Мы видим лишь дополнительный контроль, штрафы, повышение уровня ответственности. Возьмем хотя бы [финансовые] гарантии [со стороны подрядных организаций на случай брака]. Нам придется замораживать на 5 лет 22 миллиона долларов! Как можно нормально работать, если отвлечь такой объем из оборотных средств? Более того, любой председатель товарищества собственников будет эти деньги считать своими. И никогда в жизни не подпишет справку о том, что у него нет претензий. Скорее, когда дом простоит 4 года, он вывесит объявление, призывая всех жильцов высказать свои замечания, устранение которых, естественно, ляжет на плечи строителей. Поэтому нужно как-то этот вопрос регулировать. Возможно, закладывать в сметах затраты на гарантийное обеспечение».

Вопроса о введении финансовой ответственности подрядных строительных организаций коснулся и Григорий Кузьмич, управляющий компании «ЭНЭКА». Он предложил его решать, используя механизмы страхования, и не «вешать» на строителей.

«Я считаю, что страхование нужно оставлять на усмотрение заказчика. У нас был пример, когда заказчик попросил, чтобы страхование присутствовало. Мы застраховали свои услуги и включили это в смету. Большой проблемы в этом нет».

Михаил Лазарашвили, директор ОАО «Завод керамзитового гравия г. Новолукомль», отметил, что грядущая реформа строительной отрасли не предполагает серьезных изменений для производителей строительных материалов. Вместе с тем и в этой сфере существуют определенные проблемы, которые нельзя оставлять за скобками. Так, стоимость одного квадратного метра жилья сегодня привязана к средней заработной плате по республике с поправочным коэффициентом 1,2.

«Строители должны выйти на такую стоимость, но все прекрасно понимают, что в нее заложены и расходы на стройматериалы. В то же время никто не может точно сказать, каким будет курс белорусского рубля на конец года. А для производителей стройматериалов, которые используют в своей деятельности высокотемпературные обжиговые процессы, тарифы на газ и электрическую энергию формируются в долларах США. Конечно, есть прогнозные показатели изменения курса. Но за последние 5 лет мы ни разу в них не уложились. Как же можно спрогнозировать, по какой цене мы будем выпускать строительные материалы? И как, в свою очередь, строители смогут увязать стоимость квадратного метра жилья с заработной платой?»

Ирина Марковская, заместитель директора по экономике ООО «Ресурсимпэкс», заметила, что ее компания приветствует введение аттестации проектных и строительных организаций, поскольку это позволит наиболее солидным из них продолжать работу на рынке.

«Но для нас абсолютно непонятны те критерии, которые предлагаются для проведения аттестации. Мы считаем, что ответственность должна возлагаться на физических лиц, на непосредственных исполнителей, а не на юридических лиц. В то же время, разрабатывая серьезные проекты, мы приглашаем иностранных проектировщиков, поэтому ограничения по работе с договорами подряда станут для нас серьезной проблемой.

Также хотелось бы обратить внимание на отмену параллельного проектирования и строительства. Иностранные инвесторы, которые к нам обращаются, хотят, чтобы процесс был выстроен именно таким образом. Для них это означает и снижение стоимости, и сокращение сроков строительства, а соответственно, повышение инвестиционной привлекательности проектов. Отказ от такой системы помешает привлечению инвестиций в нашу страну.

Порадовал тот факт, что нормативные правовые акты, принимаемые в сфере архитектурной и градостроительной деятельности, будут согласовываться с Минстройархитектуры. Ни для кого не секрет, что в нашей нормативной базе имеются нестыковки и разночтения, поэтому согласование документации позволит надеяться, что в перспективе мы получим более точные документы».

Выступление Романа Твердохлебова, технического директора группы компаний «Моноракурс», показало, что изменения, содержащиеся в Указе № 26, организации трактуют по-разному.

«Говорить о привлечении иностранных специалистов сейчас не совсем корректно. Потому что если мы будем это делать сегодня, то завтра останемся без своих. В первую очередь нам следует поддерживать своих лучших специалистов! Также я не могу согласиться с мнением, что у нас не слишком хорошая нормативно-техническая база. У нашей компании большой опыт работы с Россией. И я могу заявить, что уже сегодня ряд документов, существующих в Беларуси, можно выводить на уровень межгосударственных стандартов, адаптировать их в рамках Таможенного союза, чтобы пользоваться ими и привносить свой вклад в доходную часть ВВП в сфере экспорта проектных услуг.

Если говорить о критериях при аттестации предприятий, то самое болезненное, что мы не увидели оценки научной составляющей в рамках проектных организаций. Без этого невозможны внедрение инноваций, подвижки в экспериментальном строительстве. А ведь именно благодаря этому появляются решения, которые мы тиражируем и поставляем на внешние рынки!»

Роман Твердохлебов высказался и по поводу страхования ответственности в строительстве.

«Вводить его нужно, но следует четко выстроить систему. Например, на Западе представитель страхового общества является участником строительного процесса, и без него решения о покупке и применении тех или иных материалов и технологий не принимаются.

Что же касается ответственности частных лиц, то она должна быть прямо пропорциональна стоимости получаемых ресурсов. Потому что если сегодня у нас в три раза снизилась доходность проектных организаций и, соответственно, конечных исполнителей, то говорить об усилении ответственности по меньшей мере некорректно».

Александр Панов, начальник отдела центрального аппарата Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, также высказал ряд замечаний относительно Указа № 26.

«Нас указ затрагивает только в одном пункте, где речь идет об исключении представителей органов государственного пожарного надзора из состава комиссий по приемке объектов в эксплуатацию. Это долгожданное решение, мы 5 лет за него боролись. И теперь, как и другие надзорные органы, будем выдавать заключение о соответствии объекта нормам в пределах своей компетенции.

Полностью поддерживаю коллег в том, что аттестацию должны проходить физические лица, а не юридические. В то же время хотелось бы закрепить за этими лицами ответственность на протяжении всего строительства объекта. А то пока здание строится, проектировщик уходит в другую организацию, часть документов теряется, и для ведения авторского надзора нанимается сторонняя организация, которой приходится заново во все вникать. Это существенно затягивает сроки строительства.

Мы очень рады, что отменено параллельное проектирование. Потому что у нас часто строитель строит, а потом приносит архитектору то, что вышло: “На, мол, завизируй на бумаге”. Это неприемлемо!

Что же касается указа в целом, то он несовершенен, как любой правовой акт. Но многое сдвигает с мертвой точки. Хотелось бы решить вопрос об экспертизе проектной документации, создать некий единый государственный фонд проектной документации, как это сделано, например, в Прибалтике».

Александр Сидоров, заместитель Министра архитектуры и строительства Республики Беларусь, обращаясь к участникам дискуссии, отметил, что рад состоявшемуся конструктивному обсуждению. Он подчеркнул, что подготовка Указа Президента № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» была инициирована по той причине, что есть претензии ко всем участникам строительного процесса.

«И тяжелая система, направленная на резервирование средств подрядчика, появилась потому, что после завершения объекта замечания конечных потребителей не устранялись, их проблемы не решались. Но итоговая цель реформирования строительной отрасли — не усложнить работу организаций, а заставить их дойти до потребителя, до гражданина».

Александр Патутин, председатель Оргкомитета Республиканского конкурса «Лучший строительный продукт года — 2014», сообщил, что по итогам дискуссии организаторы подготовят сводный документ с предложениями и замечаниями, который будет передан лично Министру архитектуры и строительства, а также руководителям всех заинтересованных министерств и ведомств нашей страны.

НВЦ «БелЭкспо»

Оргкомитет конкурса «Лучший строительный продукт года — 2014»

 

Пресс-служба
Оргкомитета форума
Тел.: +375 29 182-80-10
+375 17 237-85-96
www.stroykonkurs.by

Автор: www.stroykonkurs.by