Недобросовестная конкуренция — бич отечественной стройотрасли, считают производители

Проводимая денежно-кредитная политика правительства Беларуси препятствует развитию стройотрасли. Высокая стоимость заемных финансовых средств — один из факторов, оказывающих наиболее негативное влияние на положение дел в отрасли, считают руководители предприятий промышленности стройматериалов страны, которые приняли участие в опросе, проведенном инвестиционно-консалтинговой компанией EnterInvest и Оргкомитетом Республиканского профессионального конкурса «Лучший строительный продукт года».

Ограничение доступа к иностранной валюте, сырью, высокие транспортные тарифы, низкий уровень технологического развития производств негативно сказываются на деятельности предприятий, «подпитывают» недобросовестную конкуренцию на рынке.

Исследование ожиданий игроков на рынке промышленности строительных материалов Беларуси было проведено в начале 2014 года. В опросе приняли участие 53 предприятия отрасли: крупные (с выручкой более 5 млн долл. в год), средние (от 1 до 5 млн долл.) и мелкие (до 1 млн долл.) как государственной, так и частной формы собственности. Исследование было направлено на определение влияния экономических и неэкономических факторов на функционирование компаний и выявление драйверов роста для предприятий промышленности строительных материалов Республики Беларусь.

При определении рейтинга экономических факторов оценка выводилась, исходя из ответов респондентов на вопрос: «Оцените, пожалуйста, влияние следующих экономических факторов на вашу компанию».

Функционирование Таможенного союза большинство респондентов оценивают положительно. Наиболее негативное влияние, по их мнению, оказывают на предприятия отрасли замедление экономического роста и строительства в РБ, обесценивание белорусского рубля, рост транспортных тарифов. 

Высокая стоимость заемного финансирования является негативным фактором для 2/3 компаний, действующих на белорусском рынке строительных материалов, причем этот фактор в равной степени актуален для всех сегментов, независимо от формы собственности и размера компании. В то же время «очень негативным» его назвало только 26 % респондентов.

Проблема обесценивания белорусского рубля не касается лишь 10 % компаний, и лишь12 % рассматривают данный фактор как возможность. Не является негативным он преимущественно для государственных и иностранных игроков. Частные компании, не получающие поддержки извне, практически единодушны в оценке фактора «обесценивание национальной валюты» как негативного (82 % респондентов). Такое отношение к данной проблеме свидетельствует о низкой экспортной ориентированности предприятий отрасли, так как лишь малая доля компаний рассматривает относительное удешевление собственной продукции как возможность (в основном это крупные предприятия).

Обострение конкуренции на российском рынке в результате вступления России в ВТО более всего волнует государственные предприятия (71 % респондентов), для частных и иностранных компаний данный фактор не имеет большого значения. Вывод об ориентированности компаний отрасли на внутренний рынок подтверждается и тем, как ответили опрошенные на вопрос о роли замедления темпов экономического роста в России: для большинства компаний данный фактор не актуален. Исключение составляют иностранные и отчасти государственные компании. Вместе с тем, для 20 % крупных компаний замедление экономического роста в России представляется «очень негативным фактором».

Рейтинг неэкономических факторов

Оценка выводилась исходя из ответов респондентов на вопрос: «Оцените, пожалуйста, влияние следующих неэкономических факторов на вашу компанию».

Рост внимания к проблемам повышения энергоэффективности в строительной отрасли Беларуси большинство производителей оценивают положительно.

Недобросовестная конкуренция, недостаток квалифицированной рабочей силы, ограничение доступа к сырью, подделка продукции — наиболее негативные факторы. Недобросовестная конкуренция является самым отрицательным фактором для развития отрасли среди всех рассмотренных: около 90 % компаний ощущают на себе его последствия. Практически все респонденты единодушно отметили недобросовестную конкуренцию как негативный фактор для развития собственного бизнеса, причем на более чем 50 % компаний он оказывает очень негативное влияние. Судя по ответам респондентов, недобросовестная конкуренция стала своего рода отраслевым «стандартом».

Возможное изменение технологий на рынке является риском для 50 % компаний, при этом лишь около 15 % рассматривают данный фактор как возможность. Этот фактор оказывает неодинаковое влияние на компании различной формы собственности: для большинства государственных игроков он представляет собой существенный риск, в то время как для более технологичных иностранных компаний он вовсе не актуален. Это говорит о достаточно низком технологическом уровне отрасли в целом.

Для 45 % компаний изменения предпочтений потребителей станут негативным фактором, что также говорит о технологической негибкости большого количества компаний. Более гибкие в отношении технологий и стиля управления иностранные предприятия рассматривают изменения в предпочтениях потребителей как возможность для собственного бизнеса, в то время как примерно половина респондентов из локальных компаний считают такие изменения рисками.

Драйверы роста в отрасли 

Структура драйверов роста выручки по различным сегментам компаний не претерпевает существенных изменений. Как показал анализ ответов, на рынке нельзя выделить какой-то основной драйвер, и многие компании реализуют комплексную стратегию.

Государственные заказы как источник роста выручки рассматривают лишь некоторые компании. Согласно ответам респондентов, количество ожидающих роста объемов заказов примерно равно количеству ожидающих сокращения.

Исключение составляют частные компании, которые более оптимистично настроены относительно возможностей сотрудничества с государством.

Несмотря на ориентированность на внутренний рынок, более половины всех компаний рассчитывают на увеличение экспорта.

Александр Патутин, председатель Оргкомитета Республиканского профессионального конкурса «Лучший строительный продукт года», отмечает:

«Исследование показываетчто отечественные производители очень сильно зависят от внутреннего рынка и присущих ему проблем с неустойчивостью валюты, дефицитом кадров, ограничением доступа к сырью, недостаточно открытой и конкурентной средой в целом. Одной из основных возможностей развития отрасли является экспорт. Предприятиям необходимо сосредоточиться на поиске новых рынков сбыта и уделить особое внимание разработке стратегии выхода на них. Чтобы обеспечить свою конкурентоспособность на международных рынках, им нужно модернизироваться, выходить на более высокий технологический уровень, учиться продавать и продвигать свою продукцию не только «дома», но и за рубежом. Это даст возможность более гибко реагировать на изменения предпочтений потребителей и чувствовать себя уверенно даже тогда, когда спрос на продукцию на каком-то отдельном рынке падает».

С полным отчетом о результатах исследования можно ознакомиться на сайте Республиканского конкурса «Лучший строительный продукт года» или инвестиционно-консалтинговой компании EnterInvest.

 

Генеральный партнер конкурса

Официальный партнер конкурса

ООО «Изоком»

ОАО «Завод керамзитового гравия г. Новолукомль»

Пресс-служба
Оргкомитета конкурса
+375 (29) 182-80-10
+375 (17) 237-85-96

www.stroykonkurs.by