«Керамин»: настоящая мозаика и бисер уже на рынке

В сентябре прошлого года «Керамин» начал выпускать керамическую мозаику. Опасения были: как воспримет новый продукт белорусский потребитель? Но дело пошло успешно. Сегодня мозаика присутствует в трех кераминовских коллекциях — «Сакура», «Делюкс» и «Романа». Если настоящая мозаика от отечественного производителя — новинка на белорусском рынке, то псевдомозаикой сегодня никого не удивишь. Плитка, которая при грамотной укладке создает неплохую имитацию мозаики, давно «поселилась» в наших санузлах.

Мы встретились с Игорем Машковским, начальником отдела маркетинговых коммуникаций ОАО «Керамин», и поговорили о мозаике. Разговор о новом продукте получился более широким, чем я ожидала. Деликатный и улыбчивый Игорь рассказал, почему большие форматы плитки, популярные в Европе, на наших кухнях смотрятся нелепо, зачем плитка в детской и как можно использовать в интерьере еще одну новинку от «Керамина» — керамический бисер.

Мозаика дешевле, чем плитка с богатым декором

Это псевдомозаика. Коллекция «Гламур». Она у нас в трех цветовых решениях — синем, коричневом и ежевичном. Когда мы начинали эту серию, предполагалась, что она будет использоваться для ванных комнат. Но ей выкладывают и мини-бассейны, ведь тематически она очень хорошо подходит и достаточно богато смотрится.

При выкладке этой плитки получается интересный градиент. В каждой коллекции, кроме светлой и темной плитки, есть плитка переходного цвета. Она отлично смотрится как в больших, так и в маленьких помещениях. Если укладывать с минимальным швом в миллиметр-полтора, то вообще не будет понятно, что это не мозаика. Эта плитка стандартного размера (настенная — 40×27,5 сантиметров, напольная — 40×40 сантиметров А. П.). Дробление на мозаику очень похоже на швы. При правильно подобранной фуге такого же цвета создается полное впечатление, что это мозаика.

В чем специфика производства настоящей мозаики? Она у нас есть в коллекции «Делюкс». Мы не фугуем эту плитку, потому что фуга будет осыпаться, а выклеиваем на специальной сетке. Сначала мы думали использовать пленку, но все же отдали предпочтение сетке.

Процесс изготовления мозаики очень прост. В этой коллекции есть плитка в двух вариантах — светлом и темном. Кроме этого, есть плитка рельефная, она волнами идет, пощупайте. А есть гладкая. Из нее-то мы и нарезаем мозаику, а потом ее хаотично выкладывает на сетку. Делать мозаику из рельефной плитки смысла нет, потому что волна достаточно крупная, и при разрезке плитки она просто потеряется. Да и режется рельефная плитка сложнее, а это дополнительные затраты и, соответственно, более высокие цены.

Один элемент мозаики — это сетка 30×30 сантиметров. Вот мы ее держим в руках, как скатерть, и можем укладывать, как нам нужно: прямо, под прямым углом, можно обложить такой плиткой колонну, закруглённые элементы, можно отрезать нужный кусок… Это очень гибкий материал, что, несомненно, удобно.

Раньше плиточник мог сам нарезать плитку на мелкие кусочки и выложить ее, как ему хочется. Но это долго и трудоемко, согласитесь. Если бы мы делали так, не было бы необходимости выносить мозаику в отдельную категорию. Сама по себе технология предполагает более простое обращение с продуктом.

По затратам псевдомозаика тянет столько же, сколько обычная плитка. Имитация швов — это просто другой объем, который не предполагает существенного изменения цены. То есть, по сути дела, это обычная плита. А мозаика — это дополнительные затраты на резку, сетку и ручной труд — выкладывание на сетку кусочков.

Но все равно мозаика стоит дешевле, чем наша плитка с люстром, золочением и другими богатыми элементами. Обычная плитка проходит два обжига в печи. При изготовлении плитки с такими сложными элементами необходим третий обжиг, а это дополнительные затраты и время. (Квадратный метр псевдомозаики «Гламур» обойдется вам в 186 900 белорусских рублей. Настоящая мозаика из коллекции «Делюкс» стоит 62 500 рублей за одну плитку размером 30×30 сантиметров. Квадратный метр настоящей мозаики обойдется в 694 000 белорусских рублей — А. П.).

Мозаика очень сильно разнообразит любую коллекцию. Например, тот же «Делюкс». В основе мраморный рисунок, сам по себе богатый. В коллекции есть светлая и темная, рельефная и гладкая плитка, два панно, которые формируют достаточно сложный рисунок, да еще и мозаика. Коллекция достаточно помпезная, соответствующая аудитория на нее очень хорошо реагирует.

Мы начали выпускать керамический бисер

Недавно мы начали выпускать бисер. По большому счету, этот декоративный элемент из керамики напоминает мозаику. Это узкая полоска черепка плитки, в которой есть (видите, да?) стеклянные вкрапления. Их мы делаем в пяти цветах — белом, черном, коричневом, розовом и бежевом. Полоски, на которые насажены бусины, продаются поштучно. Их нужно просто поместить в шов и зафуговать. Этот элемент можно размещать как угодно. Он не принадлежит к какой-то коллекции. Это независимый, универсальный продукт, который можно подобрать к любой коллекции. (Одна нитка бисера размером 24,6×0,9 сантиметра стоит 26 950 рублейА. П. ).

На самом деле, это редкая штука. Многие производители, наверное, принципиально не стремятся ее выпускать. Но мы понимаем, что у каждого свой рынок. Наш рынок — это по-прежнему наши традиционные семьи, люди из Беларуси, России и Украины.

Они еще не готовы воспринимать европейские форматы. В европейских коллекциях в принципе мало декора. Используются достаточно простые мотивы. А нашим людям хочется чего-то добавить. Вот, например, цветочные мотивы — любимые. Белорусы их просто обожают. Рисунок «под дерево» идет на ура. Но стандартный, казалось бы, цветочный декор, разбавленный бисером, смотрится потрясающе.

Больший формат плитки и горизонтальная укладка — это европейская тема. В Европе это сейчас очень модно. Натуральные рисунки, раз. Горизонтальная укладка, два. Большие форматы, три. К тому же, чем больше формат, тем меньше швов, от этого коллекция только выигрывает. У нас самый большой формат плитки — 60×30 сантиметров. На нашем рынке это только начинает развиваться. Почему?

Размеры наших санузлов и кухонь не позволяют укладывать плитку такого размера — это смотрится нелепо. К тому же, большая часть нашего жилья строится с, мягко говоря, не очень хорошими стенами. Большую плиту гораздо тяжелее уложить на такую стенку. Поэтому такие форматы в Беларуси пока не очень востребованы, но у нас они есть. В Европе 20×50, 20×70, 30×9 сантиметров — вот такая облицовка.

Плитка не только для санузла, но и для жилых помещений

Часто интерьеры с плиткой выглядят провинциально. Мы стараемся максимально расширить представление людей о том, где может применяться плитка. У нас есть специальная фотостудия, где мы создаем живые интерьеры для нашего каталога. В генеральном каталоге есть интересный пример применения мозаики. Панели, выложенные мозаикой, уже интересно смотрятся. Вот, например, такие тумбы с мозаикой. Если их выложить обычной плиткой, будет выглядеть тяжеловесно. Вариантов применения — масса. Плитку можно использовать не только в санузле, как привыкли наши люди. Почему бы не применять ее более активно на кухне, в холлах, гостиных?..

Можно выложить стену в детской плиткой из яркой коллекции «Студио». Это очень практично! Дети рисуют на обоях, портят стенки. А тут рисуй сколько хочешь — потом вытер и все. Нужно все шире воспринимать. Люди уже потихоньку начинают понимать, что и для жилых помещений плитка — это нормально. И с экологической точки зрения плитка не вреднее обоев или краски. Расцветки очень веселые, поэтому в детских садах активно используют эту коллекцию и мозаику, которую мы сделали для нее.


Источник фото

У нас есть коллекция «Сакура» — хит продаж уже несколько лет. Несмотря на то, что плитка имеет свойство устаревать, уступать место другим рисункам и темам, эта коллекция продолжает хорошо покупаться. В 2014 году мы понимаем, что у нас есть новые технологические возможности. В частности, мозаика. И мы эту коллекцию можем оживить, дать ей второе дыхание.

Ведь не секрет, что есть усталость рынка и привыкание. Коллекция сама по себе достаточно спокойная, с нейтральным рисунком. Но за счет появившегося декора мы предлагаем другие возможности — мозаику из светлой и темной плитки, а также светлую мозаику с коричневыми и розовыми вкраплениями.

Сейчас мы прорабатываем возможность индивидуального изготовления мозаики. Пока что для нас единичные заказы не очень интересны. Помимо больших машин цифровой печати, на которых мы массово печатаем некоторые наши коллекции, у нас есть плоттер. Это принтер, который позволяет печатать мелкотиражные заказы. Вот как вы говорите: кто-то принес свое фото и захотел его нанести. Мы хотим запустить такую услугу. Пока что мы анализируем, просчитываем все «за» и «против». Также на базе своих фирменных магазинов изучаем спрос.

Есть расхожее мнение, что мы делаем плитку эконом среднего качества. Это не так

Такой декор, как мозаика, — это поиск компромисса между простой и сложно декорированной плиткой, а также оптимизация затрат. Мы начали делать мозаику, потому что поняли, что она нужна на рынке. Мы понимаем, что заполняем нишу, которую давно уже нужно было заполнить. Но вместо нас это делали испанцы и итальянцы. То есть, мы начинаем зарабатывать деньги там, где не было ничего.

В России крайне сложно продавать дорогие декоры. Как нам продать поштучный декор в строительных гипермаркетах, где в ряд стоит пятнадцать производителей?.. Да и условия продажи не те. В специализированных кераминовских магазинах к вам подойдет девочка-консультант, которая все знает, все расскажет и продаст вам декор. А там никто ничего советовать и объяснять не будет. Что человек увидел, то он и купил.

Спрос на нашу мозаику иллюстрируется тем, что мы собираемся удваивать или даже утраивать количество коллекций. Отклик рынка есть не только потому, что раньше мозаики не было. Люди видят наши старые коллекции и говорят: вот если бы была еще и мозаика, было бы вообще отлично! У нас есть свои торговые дома в России, в которых «Керамин» — монобренд. И они впитывают информацию о том, что происходит у них на рынке. Если ко мне приезжает торговый дом «Керамин» в Черноземье, который отвечает за пол-России, и говорит: «Давайте к этой коллекции сделаем мозаику», мы их слушаем, потому что они знают, что востребовано там.

Во многом введение мозаики в товарную программу было продиктовано внешними рынками. Белорусский рынок сейчас тоже далеко не бедный. У нас хватает и испанской, и итальянской плитки, где мозаика есть. На внешних рынках, особенно на российском, у нас ее просили.

Наша мозаика конкурирует с итальянской ровно так же, как и наша плитка. Есть расхожее мнение о том, что «Керамин» — это плитка эконом среднего качества. Тут есть несколько моментов. Если посмотреть наши новинки текущего года, то, по моему глубокому убеждению, станет ясно, что это уже далеко не эконом. Это не средний сегмент, а что-то ближе к премиум. За счет новых идей, форматов и технологий стереотипы людей ломаются. Они приходят на выставки, где мы участвуем, и с широко раскрытыми глазами смотрят на наши новинки, удивляются.

Я веду к тому, что сейчас все производители больше половины продукции делают на машинах цифровой печати. А это значит, что они покупают дизайны в одних и тех же дизайнерских студиях. И мы можем покупать дизайны там же, но мы этого не делаем в массовом порядке, потому что у нас специфический рынок. К тому же, мы используем наработки своего дизайнерского бюро. Единичные какие-то рисунки мы покупаем. Например, мрамор для напольной плитки.

То есть, все делают одно и то же. Из одной и той же белой украинской глины (и мы делаем из нее же). На одних и тех производственных линиях итальянской компании «SACMI», включая «Керамин» с 80-х годов. Рецептура у всех примерно одинаковая. Да еще и покупают в одних и тех же дизайнерских студиях! Унификация рынка — чем дальше, тем больше.

Мы решили не отставать, внедрили цифровую печать и догнали рынок, так что сейчас это мнение еще больше стереотипно. Мы стараемся ломать стереотипы тем, что догоняем рынок. Прогрессивный, европейский, тот, что впереди. Белорусский постсоветский рынок мы обогнали. И в плане технологий, и в плане дизайна, и в плане формата.

Автор: Ася Поплавская, фото автора, Stroyka.by