Станет ли платный въезд в центр Минска решением проблемы нехватки парковок?

Чтобы решить проблему дефицита мест для стоянки автомобилей, не обязательно строить дополнительные парковки. Такое мнение высказал председатель правления Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте Юрий Важник во время выступления на практическом семинаре «Проблемы размещения, проектирования и строительства автостоянок и парковок в городе», который состоялся в Минске 19 июня.

Докладчик проанализировал организацию парковок в столице и рассказал о зарубежном опыте. Также он отметил реальность введения платного въезда в центр города.

Парковка — это объект, который требует бизнес-планирования

Во время своего доклада Юрий Важник несколько раз акцентировал внимание участников семинара на том, что парковка — это не просто геометрия, а сложный объект, который требует бизнес-планирования: «Геометрия рождает простые решения, а их в городе не бывает, ведь они обязательно затрагивают чьи-то интересы».

По мнению эксперта, в Минске проблемы с тем, где оставить машину, возникают из-за того, что «парковки сегодня  это "халява". Но не существует стоянок, которые появились бесплатно. За них кто-то заплатил. Или государство, или застройщик. А бесплатная парковка очень дорого стоит».

Юрий Важник считает, что стоянки нужно сделать платными: «Если завтра скажут: хотите оставить машину у торгового центра — платите из своего кармана, то поведение водителей будет совершенно другим». Система платных парковок должна развиваться в пределах второго городского кольца: «Для того, чтобы это стало работать, надо понять экономические аспекты, психологию поведения автомобилистов».

Говоря о зарубежном опыте, который тщательно изучают специалисты ассоциации, Юрий Важник привел в пример организацию парковок около ледовой арены в Стокгольме: «Она соединена с огромным выставочным комплексом, и у них общая стоянка. Но шведы с умом подошли к планированию, они подумали о времени, когда стоянка максимально загружена. Выставка работает днем, соответственно, именно тогда много машин, а арена заполняется вечером. Они используют одни и те еже ресурсы, но так, что проблем с парковкой не возникает!

А что у нас? "Минск-Арена" соседствует с жилым комплексом. В какое время и там, и там минимальная нагрузка? Днем. А вечером съезжаются и посетители арены, и жители близлежащих домов. Конечно, парковок не хватит».

«Мы отстаем от других европейских городов на 20-30 лет, — резюмировал Важник. — Это значит, что у нас есть прекрасная возможность посмотреть, что произойдет, если мы будем развивать наши парковки, как за рубежом».

Гибкое рабочее время разгрузит парковки в два раза

Как можно решить проблему с нехваткой парковочных мест, не прибегая к строительству новых стоянок? Спикер показал результаты опроса: «Мы спросили у людей, что вам нужно, чтобы не было проблем с парковками? Абсолютное большинство респондентов, 70 %, ожидаемо ответило, что необходимо увеличить количество мест на стоянке».

Но были и другие мнения о вариантах решения насущной проблемы. Так, 60 % опрошенных автовладельцев считает необходимым ввести дополнительные постоянные маршруты общественного транспорта. Наличие специального автобуса от станции метро, который развозил бы людей на работу, назвали желаемым условием 55 % респондентов. «Очевидно, что чем лучше транспортная доступность, тем меньше нужно парковочных мест. Зачем мне ехать на машине и стоять в пробке, если есть метро или прямой автобус?» — прокомментировал Важник.

Он подробнее остановился на других ответах автомобилистов, подчеркнув, что эти способы уже используют сотрудники нескольких крупных белорусских компаний. Разгрузить парковки около офисов минимум в два раза можно, введя гибкий рабочий график. Также, по мнению спикера, значительно облегчит ситуацию совместный приезд с коллегой на работу.

«Гибкий рабочий график уже практикуется в некоторых белорусских компаниях. Одни сотрудники уехали, а другие приехали — очень удобно и значительно разгружает стоянку».

По словам эксперта, сегодня существует достаточно много профессий, которые не требуют непосредственного присутствия человека в офисе. Такие сотрудники могут работать на дому: «Это называется домашними офисами. Возьмем, например, IT-сферу, которая активно развивается в нашей стране. Программисты с Америкой работают через интернет за пять минут, а в своем городе им нужно потратить полтора часа на дорогу в офис и обратно. Не целесообразно».

Сделать центр Минска платным — реально

Еще одним вариантом решения проблемы нехватки стоянок для автомобилей является введение платы за въезд в центр Минска. Уже давно ходят слухи, что на государственном уровне может быть принято такое решение, однако архитекторы сомневаются в его реальности, говоря, что дороги в столице организованы таким образом, что центр города неизбежно становится транзитной зоной.

На вопрос Stroyka.by, возможно ли осуществить задуманное на практике, Юрий Важник ответил, что Минск создан для объезда центра: «У нас есть кольца: центральное, первое и второе, которое планируют достроить, есть МКАД. Да, многие действительно едут через центр. Например, на железнодорожный вокзал с Партизанского проспекта. Но есть несколько альтернативных маршрутов. И, кстати, по времени в пути они аналогичны».

«Сейчас перед нами стоит важная задача: сделать второе городское кольцо сопоставимым по интенсивности движения с кольцевой дорогой. Нужно действовать методом кнута и пряника. Центр платный, но есть прекрасная возможность его объехать. Если поедешь на вокзал через центр, то заплатишь деньги, а по второму кольцу будет бесплатно, да еще и быстрее».

Спикер обратил внимание слушателей на проблему, которая возникла с открытием проспекта Держинского: «После широкой магистрали все выезжают на узкую Немигу. Что нам с ней сделать? Расширить мы ее не можем, это историческая часть города. Нужно, чтобы она использовалась так, как того заслуживает: как туристическое и торговое место. Наше мнение (и на это есть веские основания): Немига должна быть перекрыта. Нужно оставить только общественный транспорт, а автомобили пускай объезжают».

Но на эмоциональный ответ эксперта нашлось возражение участника семинара: «Не надо перекрывать Немигу и придумывать что-то новое. Живите в тех условиях, которые есть. Просто соблюдайте правила дорожного движения. Все знают, что Немига в час-пик стоит, и объезжают ее. А строительство многополосных дорог ничего не решает. Понаставят столько рядов машин, что в итоге останется одна полоса».

Мужчина высказал мнение, что тех, кто нарушает правила парковки, необходимо наказывать рублем, и привел в пример испанский город Леон : «Там все автомобилисты знают о неотвратимости наказания. Не нужно думать, что у нас, белорусов, такой менталитет, а люди в Европе более дисциплинированные. Это иллюзия. Нужно штрафовать, эвакуировать. Чтобы все знали, что нарушать нельзя. Вот вам и решение проблемы».

Но Важник парировал это замечание, снова напомнив слушателям, что парковка — не геометрия, а функциональная территория: «Правильное отношение к парковке тянет за собой решение многих проблем».

Автор: Ася Поплавская, фото автора, Stroyka.by