Ландшафтный дизайнер: «Иногда клиенты хотят повернуть реки вспять»

Проезжая вдоль Минской кольцевой, все чаще видишь за забором большого участка с красивым домом не хаотично разбросанные деревья-кусты-бассейны-бани, а территорию, которую с уверенностью можно назвать настоящим произведением искусства. Не исключено, что руку к такому привлекательному приусадебному ансамблю приложил сам владелец участка. Но скорее всего он обратился к специалисту по ландшафтному дизайну. Stroyka.by поговорила со специалистом студии ландшафтного дизайна «Dreamland» Мариной Выхотой — о неразвитости рынка, многопрофильности специалистов и прихотливых клиентах.

— Марина Эдуардовна, вы знаете такую шутку «Люблю XXI век. Раньше был просто дворник, а теперь — ландшафтный дизайнер»?

— Знаю, конечно. Не обижаюсь, потому что эта шутка абсолютно не отражает сути нашей работы. Занимаются ландшафтным дизайном, как правило, люди очень талантливые... Богатое воображение, настроенность на творчество, умение изложить идеи на бумаге. Ландшафтный дизайнер — это, в первую очередь, художник. Кто-то использует компьютерную графику, кто-то рисует карандашом... Неважно. Без художественной жилки дизайнером не стать. Кроме того, специалист должен быть еще и немного архитектором: владеть профессиональными программами, навыками планировки, умением грамотно разместить все объекты. Ландшафтный дизайнер также должен быть инженером, потому что в итоговую документацию включаются не только красивые картинки, но и рабочие чертежи, которыми впоследствии пользуются строители. Плюс — специалист должен быть немножко биологом. Ассортимент растений — около 300 наименований, нужно их не только уметь складывать в правильную композицию, но и знать, как каждое растение чувствует себя в нашей климатической полосе, как за ним ухаживать, и так далее.

Журналист-дизайнер, ВИП-клиенты и самоучки

— А если, например, я захочу стать ландшафтным дизайнером? Творческая жилка вроде есть…

— Мое мнение — профессиональными ландшафтными дизайнерами становятся люди, которые имеют образование и опыт. Обязательно опыт! Нужна практика. Проучиться месяц на курсах, сказать «Я опытный дизайнер!», дать объявление и взяться рисовать проекты — это неправильно.

— Какие люди составляют вашу клиентскую базу? Вряд ли каждому белорусу по карману обустройство участка с помощью специалистов.

— К услугам ландшафтного дизайнера обращаются люди обеспеченные, ВИП-сегмент. Стоит сказать, что за последние два-три года спрос на наши услуги вырос. Люди все чаще приходят к выводу, что своими силами и своими мозгами сделать красивый участок очень сложно. Они смотрят работы, красивые ландшафтные модели и… решают обратиться к специалисту.

Собственники, конечно, часто начинают пробовать обустроить свой участок сами: вкладывают деньги, знания, которые почерпнули из открытых источников, — и быстро понимают, что того результата, который они хотели получить, нету. Есть клиенты, которые обращаются к ландшафтной компании для того, чтобы участок реконструировать, то есть «мы сделали, но нам не нравится».

Начало работы: двор как квартира и очень много чертежей

— С чего начинается работа над проектом? Скажем, приходит к вам клиент, говорит, есть дом и участок, хочу, чтобы было все красиво…

— Профессионал начнет работу с топографической съемки. Участки бывают разные. Плоские, конечно, проще всего спроектировать. Но есть территории с большими перепадами высот, дизайнер должен уметь работать и с таким материалом.

Далее обсуждается инфраструктура участка и внешний вид различных зон. Профессиональный дизайнер всегда выслушает пожелания клиента, но не всегда согласится. Скорее, предложит свою концепцию, которая однозначно будет лучше, чем видение заказчика. Затем составляется несколько вариантов эскизов и согласовывается окончательный вариант.

— В общем, тот же дизайн интерьера, только на улице.

— Верно, суть работы та же, что и над интерьером квартиры. Там мы сперва узнаем, какая будет обстановка, стены и потолки, затем прокладываем провода, работаем с поверхностью — и только потом обставляем дом мебелью. Очень похожа и работа над ландшафтным дизайном. Мы делаем поверхностную картинку, потом прикладываем рабочие чертежи, по которым и реализуется проект.

Основные чертежи — это генплан, разбивочный чертеж и дендроплан (расположение растений на участке). Еще мы включаем в основной пакет план размещения светильников для функционального и декоративного освещения. По желанию заказчика составляются схемы автополива, ливневой канализации, детальная разработка цветников. Плюс могут прилагаться эскизы малых форм — если клиенту какой-то элемент непонятен, ландшафтный дизайнер должен уметь прорисовать, визуализировать каждый объект плоской модели.

Часто заказчики просят сделать схему мощения — двухцветную, трехцветную. Сейчас много разнообразных материалов, всевозможной плитки, из которой можно выкладывать великолепные узоры. Для этого опять же нужны чертежи.

Слабый рынок, консерватизм и фильм за 5 миллионов

— Насколько в Беларуси развит рынок ландшафтного дизайна? Клиенты выстраиваются в очередь?

К сожалению, наш рынок не настолько развит, как, скажем, в Москве или городах Европы. Конкуренция присутствует, есть очень талантливые дизайнеры, но не так много заказов, как хотелось бы. Точнее, не настолько много, чтобы специалисты чувствовали себя комфортно.

Во-первых, это сезонная работа, в основном заказы поступают летом. Во-вторых, еще немного — и мы придем к тому, что красивые участки будут во дворе каждого коттеджа... Сейчас в основном обращаются те, кто строит или построил дом и хочет сделать привлекательным в том числе экстерьер. Реконструкция участков тоже встречается, но редко. Рынок еще развивается, еще нужно время.

— А как часто заказчики просят 3D-визуализацию объекта? Это ведь красиво. И самому посмотреть, и друзьям-соседям показать.

— Скажу сразу — 3D-визуализация скорее нужна клиенту, чем строителю. Клиенту — да, ему нужно увидеть свой участок в объеме. Мы это делаем для тех людей, которым действительно трудно понять по плоским чертежам, что будет в результате. Конечно, 3D-визуализация — это великолепный инструмент, мы им часто пользуемся, на рынке есть много специалистов по 3D-дизайну. Но! Это не имеет ничего общего с той технической документацией, по которой потом будет осуществляться реализация проекта. К тому же, качественная 3D-визуализация — это удовольствие недешевое. Она практически сопоставима по стоимости с технической частью проекта. Скажем, если участок 15 соток — проект будет стоить в среднем около 10 миллионов рублей (цена формируется рынком, государственного регулирования в этой сфере нет), 3D-визуализация составит половину этой суммы. Если не больше.

— То есть просто за красивую картинку платим больше половины общей стоимости…

— Совершенно верно. Но визуализация бывает разной. Я сейчас говорю о возможности посмотреть на проект будущего участка, сделанный в виде фильма, с любого ракурса. В принципе графическое изображение — тоже визуализация. Нескольких картинок достаточно, чтобы заказчик имел представление о проекте.

— Средняя цена проекта — 10 миллионов. А максимальная?

— Стоимость зависит от площади участка и от количества технической документации. Чем больше проект включает чертежей, детализаций и так далее, тем он будет, естественно, дороже. Наши клиенты, как правило, пользуются стандартным пакетом, этого вполне хватает.

Хитрые друзья, настоящие мужчины и река вспять

— Кстати, к вам обращаются юридические лица: банки, гостиницы?

Редко. Проект банка или гостиницы, как правило, уже содержит план благоустройства, элементы озеленения заложены изначально. Что касается предприятий, то они обращаются к нам в тот момент, когда решают заняться комфортом своих работников, сделать зону отдыха. Заказывают и декоративные водоемы, и стилизованные под фирменный знак фонтаны, и многое другое.

— А вам приходится завлекать друзей и знакомых: «Подруга, приходи, сделаем тебе проект со скидкой»?

— Ой, знакомых не нужно уговаривать, они сами приходят и просят: «Сделай мне, пожалуйста!». И, конечно, почти бесплатно.

— Среди клиентов больше мужчин или женщин?

— К нам приходят чаще мужчины. Наверное, это связано с тем, что именно мужчина как хозяин своего загородного дома решает, нужны ли ему услуги ландшафтного дизайнера. А вот уже его жена чаще всего активно участвует в разработке самого проекта.

— А если ваш клиент высказывает свои пожелания по дизайну, но вы понимаете, что его решения, мягко говоря, не самые лучшие, заказчик же твердо стоит на своем и требует сделать именно так, потому что он «не первый день на свете живет и тоже разбирается»?

— Мы всегда отговариваем от плохих идей. Но если не получается, делаем два варианта: один — такой, какой хочет клиент, второй — как это видит дизайнер. В 99 % случаев выигрывает второй вариант. Самые неожиданные предложения клиентов? В моей практике ничего особенного не встречалось. А вот у моих коллег, которые работали в Москве, забавных ситуаций было много. Люди там, наверное, побогаче, дома более помпезные. Было даже такое, что участок располагался у реки, и клиент решил повернуть речку вспять. Ну, не нравилось ему, что она течет в этом направлении! Коллегам приходилось решать и такие проблемы.

Автор: Игорь Тур, Stroyka.by. Фото: Виталий Олехнович