Штамповка асфальта: приживется ли новая технология в Беларуси

Технология штамповки асфальта как минимум лет десять применяется в США и Европе. Относительно недавно она появилась в России (благо европейские компании охотно продают франшизы всем желающим). А вот в Беларуси пока нет желающих заниматься штамповкой асфальта. Stroyka.by надеется, что это дело времени.

Все же экономия сил и средств по-прежнему актуальна для нашей страны, а задача сделать красивое и качественное покрытие за короткий срок (например, к «Дажынкам») — вполне в духе белорусской строительной действительности.

Чем это лучше тротуарной плитки?

На сегодняшний день тротуарная плитка остается наиболее востребованным материалом для обустройства пешеходных зон. Никто и не будет спорить, что это долговечно и эстетично. Но… только при соблюдении технологии! А как раз с этим и бывают проблемы. Процесс укладки плитки — это неизбежно ручной труд, очень затратный и по времени, и по финансам. Вот и возникает желание сделать побыстрее и подешевле, а в итоге — известные любому горожанину провалы, размывы и «сползания».

Проштампованный асфальт визуально мало чем уступает плитке, его можно красить в различные цвета, при этом красочный слой, благодаря входящим в состав компонентам, придает покрытию дополнительную прочность и износостойкость.

Но самое главное достоинство технологии — скорость укладки: три человека за одну смену способны сделать как минимум 400 м2! Что касается цены, то продавцы франшизы ориентируют на 35 долл. за квадрат, хотя окончательная стоимость зависит от многих факторов.

Где пригодится?

Если совсем утрированно, то штамповать асфальт есть смысл там, где нужна красота, но укладывать плитку нет желания или возможности. Вполне неплохо смотрится такой асфальт перед учреждениями, на парковках, пешеходных дорожках и пр.

Все просто…

Процесс декорирования асфальта несложен. На разогретое покрытие (80–90 °С) укладывается специальная матрица из металлических канатов, рисунок которой имитирует различные виды кирпичной или каменной кладки. Матрица вдавливается в асфальт вибропрессом, затем вынимается и укладывается на следующий участок и так далее. На заключительном этапе любым удобным способом наносится специальное красочное покрытие. Красить асфальт можно как теплым, так и холодным.

Какой асфальт можно штамповать?

Идеальным является асфальт, содержащий минеральные инертные зерна размером до 6 мм (ЩМА 6). Этот асфальт, в дополнение к хорошей механической прочности, легко укладывается и трамбуется, позволяя получать рисунок с четкими краями, после трамбовки имеет поверхность с открытыми порами, что способствует хорошему проникновению красочного слоя.

Что же касается толщины слоя, то по нормам она должна составлять как минимум 5 см, независимо от типа используемого асфальта.

Разогревать и штамповать давно уложенный асфальт тоже можно, но технологи рекомендуют, если уж и нужно сэкономить, то просто поверх старого слоя насыпать новый.

А что у нас?

Данная технология пока не появилась в Беларуси. Возможно, виной всему «неповоротливость» отечественных специалистов, занимающихся благоустройством.

О том, перспективно ли декорирование асфальта в Беларуси, мы поговорили с заведующим лабораторией «Брестской строительной компании» Виталием Васильевичем Матвеевым.

Специалист предположил, что штамповка асфальта могла бы быть актуальной в случае, когда свежеуложенное покрытие не успевает остыть, поскольку разогревать его с помощью ИК-лучей, как заявлено по технологии, — дело долгое и дорогое. То есть где-то на небольших участках либо при очень слаженной работе дорожных служб. Зав. лабораторией согласился — внедрять что-либо новое достаточно сложно, например, заложить в проект такую технологию — дело, что называется, не одного дня. Тем более, как ни крути, плитка прослужит дольше.

Будем надеяться, что на технологию все же обратят внимание. По мнению Stroyka.by, она этого заслуживает.

Автор: Екатерина Кулабухова, Stroyka.by. Фото: ИДТ-Инвест