Античный кирпич: меси глину, кроши солому

«Кирпич или панелька?» — этот вопрос в разных вариациях на протяжении жизни мы слышим, наверное, тысячи раз. Древний грек ответил бы на него кратко: «Плинфа». Потому что кирпич по-гречески — plinthos. И еще потому, что в Древней Греции массовое жилищное строительство было не панельным, а кирпичным.

Как возникали античные города? Сперва возводилась крепость на холме, то есть собственно акрополь («верхний город»). Там же вырастали культовые и общественные сооружения. Жилые дома, производственные помещения, склады, пристани и прочее — все это размещалось в нижнем городе. По мере развития общественной жизни появлялась агора (рыночная площадь), где граждане могли предаваться шоппингу и демократии, пропилеи (парадный проход), чтобы было где тусоваться и т. п. В промежутке между акрополем и нижним городом, храмом и жилым домом, нередко на склоне холма, повисали театры, булевтерии (горисполкомы), гимнасии (вузы), палестры (фитнес-центры) и пр.

Все это требовало камня, камень же требовал усилий по его добыче и обработке. Хорошо, если у вас каменоломня и пара каменотесных мастерских расположены прямо на склоне холма акрополя. Но горожане — они там, внизу, у подножия. И не факт, что город (полис) обеспечит каждого из них мини-парфеноном улучшенной планировки из паросского мрамора. Нет, мрамор шел на другие объекты — храмы и присутственные места. А жилье для рядового гражданина полиса лепили из того, что было под рукой.

Керамика, художественная и не очень

А под рукой у греков в неограниченном количестве была глина (kéramos). Почти в каждом полисе существовало множество гончарных мастерских, специализирующихся на производстве хозтоваров из глины (в основном посуды). В Афинах квартал горшечников так и назывался — Керамик. Тамошние предприятия нередко были крупными — до  150 рабочих мест, и горшками их специализация не исчерпывалась: помимо посуды изготавливали и стройматериалы — кирпич-плинфу и черепицу.

Хвала древнегреческим богам — глина требует гораздо меньше усилий при добыче, чем камень. Лопата в руки, извлекаем комья из почвы, складируем в корыта, очищаем отмучиванием, месим ногами… Стоп! Далеко не всякая глина годится для кирпича. Древнеримский архитектор Витрувий рекомендует изготавливать плинфу «не из песчаной, не из каменистой и не из щебнистой глины, потому что такого рода кирпичи, во-первых, будут тяжелы, а во-вторых, намокая в стенах от дождей, станут расседаться, крошиться и не свяжутся из-за своей грубости со вмешанной в них соломой». Витрувий советует беловатую, меловую, красную глину или плотный мергель: «Эти породы, благодаря своей мягкости, обладают прочностью, при постройке не грузны, и мять их легко».

Месим глину дальше, для устойчивости добавляя в нее солому. Итак, древнегреческий кирпич — это саманный не обожженный кирпич-сырец. Его формовка производилась, если верить дельфийской строительной надписи IV в. до н. э., с помощью плетеных форм. Кирпичи нередко снабжались клеймами производителей (логотипами, если по-современному) и, как и каменные квадры, надписями, связанными с технологией монтажа.

Из античных кирпичей до нашего времени дожили только обожженные. Зато товарные знаки производителя не пострадали

Сушили сырец на солнце, причем довольно долго — не менее двух лет. Витрувий для равномерности высыхания предписывает производить кирпичи весной и осенью: «Ибо приготовляемые в пору солнцестояния негодны потому, что солнце преждевременно резко высушивает их верхнюю корку, и кирпич, кажущийся снаружи сухим, внутри остается сырым; когда же он потом высыхает, то сжимается и от этого лопается там, где засох раньше. А кирпичи, покрытые трещинами, делаются нестойкими».

Кроме товарных знаков кирпичи-плинфы могли снабжаться и надписями, над которыми теперь ломают голову археологи

Пентадорон, тетрадорон и ГОСТы

Отдельная тема — античные ГОСТы для кирпича, приводимые у Витрувия: «Кирпич бывает трех сортов: один, называемый по-гречески лидийским — это применяемый у нас, длиною в полтора фута, шириною в фут. Из остальных двух сортов строятся здания у греков… Кирпич пяти пядей в квадрате называется пентадорон, а четырехпядевый — тетрадорон, и общественные здания строятся из пентадорона, а частные — из тетрадорона». Часто этот отрывок приводят как доказательство высокого уровня древнегреческой стандартизации.

На деле это не совсем так. Витрувий упоминает о греческих квадратных кирпичах в 4 и 5 пядей (0,309 и 0,386 м соответственно), а также о половинчатых. Однако археологические данные свидетельствуют, что, вопреки попыткам стандартизации формы и размера, в этой сфере царил разнобой: длина найденных кирпичей колеблется в пределах 40–120 см, ширина — 10–25 см, толщина составляет около 10 см; встречаются как прямоугольные кирпичи, так и квадратные. Габариты и форма зависели от полиса, производителя, объекта, заказчика и т. п. Стандартизация появилась позже, в Риме (50×55×4,5 см), а затем в Византии, откуда плинфа 30×35×2,5 см вместе с христианством была «импортирована» в Киевскую Русь.

Долгая дорога к обжигу

«Глиняные сооружения, относящиеся к эллинскому периоду, известны нам только по текстам античных авторов. Это были почти исключительно постройки из сырца (необожженного кирпича)», — подводит итог французский инженер и историк архитектуры Огюст Шуази.

Надо полагать, греки осваивали кирпич и камень параллельно: первые археологические свидетельства наличия и использования саманного кирпича в Элладе и на Крите датируются аж III тыс. до н. э. Это подтверждается руинами храма Геры в Олимпии, который начали строить около 600 г. до н. э. и затем неспешно достраивали параллельно развитию технологий — так что, например, архаические деревянные колонны соседствовали со сборными периода классики и монолитными эпохи эллинизма. Так вот, нижняя часть храма Геры возведена из ракушечника, верхняя — из сырца. Из него же, по уверению Павсания, были сооружены стены храма Панапеи в Фокиде. Однако в основном саманный кирпич шел на жилое строительство — по причине исключительной дешевизны.

Храм Геры в Олимпии. Нижняя часть его стен состояла из ракушечника, верхняя — из кирпича-сырца

Обжигать кирпич греки начали учиться лишь в эпоху эллинизма, когда Александр Македонский и его наследники раздвинули границы древнегреческой культуры до Инда. И хотя первое упоминание обожженного кирпича для Филиппейона в Олимпии у Павсания датируется IV в. до н. э., только в III-II вв. до н. э. обжиг кирпича постепенно проникает в древнегреческое зодчество. И заслуга в этом отнюдь не греков, а более древних цивилизаций Междуречья и Передней Азии, где широко практиковалось производство обожженной плинфы.

Обожженные кирпичи в кладке зданий, построенных в греческом стиле, обнаруживают в основном за пределами материковой Греции — прежде всего в эллинистических полисах Месопотамии (Дура-Европос) и Малой Азии (Пергам).

 Дура-Европос (современная Сирия). Здесь работали с обожженными кирпичом уже несколько тысячелетий и в эллинистическую эпоху передали навыки грекам

Обычно в таких случаях речь идет о смешанной с камнем кладке, а в плане архитектуры — о синтезе местных, вавилонских или азиатских, элементов с эллинскими. На поток обжиг кирпича поставили лишь римляне с их педантизмом и любовью к стандартизации.

Руины Пергама (современная Турция). Здесь в эллинистическую эпоху наряду с камнем применялся обожженный кирпич, причем с царским клеймом
В качестве курьеза стоит еще раз процитировать Витрувия, обнаружившего в Испании и Азии кирпичи, способные плавать — «оттого, что земля, из которой их лепят, напоминает пемзу; помимо своей легкости, она, отвердев на воздухе, не вбирает и не впитывает жидкости». На дальнейшее развитие технологий производства стройматериалов водоплавающие кирпичи повлияли мало, хотя знатоки отыскивают нечто подобное и в Европе Нового времени.

…Как кирпичи, обычные и половинчатые, находили свое место в кладке — тема для отдельного разговора. Как выглядело в результате жилье рядового эллина — тоже нужно рассказывать отдельно. Да, саманный глинобетон, обычно используемый в Азии, как-то не вяжется с эллинскими портиками и колоннадами. Но жилища создателей этих портиков и колоннад все равно были построены из смешанной с соломой и высушенной на солнце белой и красной глины.

Автор: Кастусь Бульдозер, специально для Stroyka.by