Дизайнер интерьера: «Хороший дизайнер сэкономит вам деньги»

Перед счастливыми обладателями собственных квадратных метров часто встает вопрос: привлекать ли к ремонту дизайнера интерьера или положиться исключительно на себя и строителей? Те, кто никогда к дизайнерам не обращался, равно как и те, у кого был неудачным опыт, начнут отговаривать. О том, почему дизайн-проект — уже давно не удел богатых, как не нарваться на афериста и почему с дизайнером ремонт может обойтись дешевле, мы поговорили со Львом Борисовичем Нагамовым, директором дизайн-студии «Априори Арт».

— Лев, опишите вашего среднестатистического клиента. Это обязательно человек состоятельный?

— Вы удивитесь, но большинство моих заказчиков — люди со средним или ниже среднего достатком. Многие, например, заказывают проект, а потом еще долго копят, чтобы его воплотить. Или вообще начинают с одной комнаты. Это правильный подход, тут нет ничего зазорного. Понятное дело, работать с богатыми людьми легче: дорогущая мебель или плитка почти всегда смотрятся выигрышно. Но хороший дизайнер способен и из недорогих материалов сделать красивый интерьер.

Скажу больше, дизайнер имеет неплохие скидки в магазинах и салонах. Придете сами — дадут 5 %, а если со мной — 20 %. Дизайн-проект зачастую окупается только за счет скидок. А добавьте время, которое вы будете тратить перед бесчисленными стеллажами с обоями, плиткой или в дороге от одного мебельного магазина к другому. Вместо этого можно было бы зарабатывать деньги или отдыхать с семьей, что в принципе бесценно.

Согласитесь, сейчас ремонт — это довольно дорого. Вкладывать большие деньги, не посоветовавшись с дизайнером, по меньшей мере, неразумно.

Конечно, есть люди с хорошим вкусом, но их интерьер получится максимум средним. У дизайнера полно идей, решений, знаний о материалах. Простому человеку многое даже в голову не придет.

И еще, ремонт без дизайнера чреват переделками: поклеили — не нравится, купили — не подошло, это еще в лучшем случае. А если планировку неправильно сделали, рушить стены, прямо скажем, влетит в копеечку.

Хороший дизайнер сэкономит вам деньги, плохой — наоборот. Это аксиома!

— Убедили! А как найти хорошего?

— Мне приходилось много переделывать чужой халтуры. Клиенты приходят с недоверием, расстроенные, «попавшие на деньги», и мне надо доказывать, что я не такой, как тот предыдущий… «Вытянуть» плохой дизайн можно, но это уже совсем другая история, другое настроение. Непрофессионалы, которые заполонили рынок, просто портят клиента. Буду рад, если мои советы сберегут чьи-то нервы и деньги.

Первое качество профессионала — ответственность. В начале работы дизайнер смотрит тебе в глаза и говорит, что будет красиво, а в конце работы спрашивает: «Ну что, сделал я тебе красиво?»

Я работал во многих студиях. Как правило, там заказ принимает один, рисует другой, чертежи делает третий… В процессе работы дизайнеры могут передавать клиентов друг другу или вообще отсылать заказ на аутсортинг. В портфолио же и вовсе лежат работы, сделанные людьми, которые уже давно тут не работают. Если вы видите такой бардак — бегите из этой конторы.

Всегда ищите человека, а не организацию. Идите по цепочке: вот интерьер, который мне нравится, — вот дизайнер, который его делал. Но тут тоже надо быть осторожным — некоторые не гнушаются плагиатом. Особенно молодые: ну, нет у них еще своего, приходится брать чужое. Плагиат можно отличить. Как правило, это будут картинки в плохом разрешении. Свои собственные работы всегда хорошего качества, их можно увеличивать многократно, рассматривать мелкие детали…

Кстати, качество визуализации — отличный критерий: если вы не понимаете, это фото интерьера или рисунок в 3D, — отлично, так и должно быть! А если вы видите, что предметы на картинке «парят» в воздухе, — перед вами неопытный дизайнер. Хотите, чтобы он поучился на вашей квартире? Думаю, нет.

 А образование, курсы, дипломы — это показатель?

— Нет, особого значения это не имеет. У меня, например, инженерное образование, а начинал я мебельщиком. Кстати, «мебельное прошлое» мне сейчас очень помогает в понимании, сколько будет стоить обставить квартиру, что можно сделать, а что нет.

Курсы же в большинстве своем — развод на деньги. Это мое личное мнение. Ко мне приходят устраиваться на работу после курсов и даже 3d Max установить не могут. Чему их тогда учили? Колористике, стилям, истории дизайна — зачем за такое деньги платить? Любой может освоить это за два вечера — в интернете полно информации.

— Хорошо, вроде нашел дизайнера, заплатил деньги, а результат не устраивает?

— Чаще бывает, что сам проект клиента устраивает, только реализовать его либо невозможно, либо нереально дорого. В итоге заказчик, по сути, сам становится дизайнером, покупает другую мебель, светильники, ковры, потому что на картинке все за баснословные деньги. Получается, клиент купил некую стопку бумаг, из которых можно разве что электрику взять и пару-тройку идей — за такое он явно переплатил.

Спрос на дизайнеров интерьера за последние годы вырос. Выросло и предложение, но, к сожалению, большинство этих людей не дизайнеры — они визуализаторы. Просто освоили 3D и рисуют красивые картинки. Но если ты не нюхал строительной пыли, не выпил водки с прорабом, решая проблему, — какой же ты дизайнер?!

Всегда спрашивайте у того, кому собираетесь отдать деньги: «Сколько ты сделал квартир?» Если в ответ что-то невнятное, типа рисовал, чертил — это бред. У хорошего дизайнера всегда будут телефоны людей, которые живут в сделанных им интерьерах, у халтурщика — найдется тысяча отговорок, что, мол, люди заняты, не надо их беспокоить. Что значит, не надо беспокоить? Мне, например, нетрудно потратить 30 секунд, чтобы сказать: да, этот человек лил мне фундамент или шил пиджак — я доволен, рекомендую.

Важно, чтобы дизайнер выезжал на объект. Работа по плану из БРТИ не даст хорошего результата.

И еще, не пренебрегайте авторским надзором. Это сэкономит вам нервы и время. Во-первых, строители всегда стараются идти по самому простому пути. Во-вторых, если что-то не получается, вы остаетесь один на один с проблемой. Как бы вас не уверял дизайнер, что он примчится по первому звонку, — так делают единицы.

Между нами, по первому звонку они приезжают только в магазины, в которые вас отправили, — там у них есть шкурный интерес. Не буду говорить, что я весь в белом и процент не беру. Но я отправляю клиента туда, где подешевле: если он останется доволен, то даст мне рекомендации. Лучше я заработаю несколько тысяч потом, чем получу 30 долларов от магазина сейчас.

— Как лучше объяснить дизайнеру, что ты хочешь? Может, журналы какие-то с собой взять или фото из интернета распечатать?

— Есть анкета, где заказчик подробно описывает свои предпочтения, любимые цвета. Взять журналы тоже можно. Фраза «сделайте мне красиво» информации не несет, приходится выяснять, что клиент считает красивым. Нелишним будет съездить к заказчику в его нынешнее жилье — всегда видны предпочтения. Хороший дизайнер — это хороший психолог.

Разбираться в стилях заказчику не надо. Во-первых, тот или иной стиль в чистом виде используется редко. Во-вторых, часто клиент говорит, что хочет классику, а потом выясняется, что он имел в виду интерьер в современном стиле без экстравагантных деталей.

У меня правило: если после всех разговоров я так и не понял, чего хочет клиент, за проект не берусь.

 А часто бывает, что приходится спорить с заказчиком? Ну, нельзя сюда эту картину или эту вазу, а он хочет?

— Бывает, конечно. Тогда я предупреждаю, что это плохое решение, но последнее слово не за мной, ему здесь жить. По-хорошему, клиент должен доверять дизайнеру, хотя понимаю, что это сложно.

Дам совет: когда смотрите портфолио, вам в принципе должно нравиться то, что делает этот человек. Если что-то не так, интуитивно, подсознательно — не начинайте работать.

 Есть ли помещения, за которые не стоит браться? Например, вы понимаете, что в этой старой хрущевке ничего толкового не сделаешь: стены трогать нельзя, кухня три метра…

— Нет, такого не бывает. Любое помещение можно сделать красивым. Дизайнер — это не тот человек, которому непременно надо сносить стены. А в хрущевках, кстати, отличные интерьеры получаются.

— А цена вопроса? Можно ли сказать, что хороший дизайнер не возьмет меньше стольки-то долларов за метр?

— Пожалуй, нет. Тот, кто делает за сотню, скажет, что меньше ничего стоящего и быть не может. За 10–15 долларов, скорее всего, вам будут делать вчерашние студенты, готовы рискнуть — ваше право. Я делаю за 30. Хотя уже подумываю поднять цену. Это не из жадности. Ситуация, на самом деле, абсурдная. Многие клиенты считают, что 30 — это дешево, значит, что-то не так, надо брать того, у кого за 50.

— А отличается ли работа над интерьером общественных зданий от работы над интерьером квартир?

— Принципы те же: эргономика, колористика… Разве что в общественных зданиях надо учитывать потоки людей.

— Лев, как вы считаете, почему белорусы вкладывают в ремонт огромные деньги, на Западе же не так: крашеные стены, мебель из ИКЕИ?..

— У нас 86 % — это собственники, они вкладывают много денег, потому что думают, что следующий ремонт будут делать их внуки. Плюс хочется не так, как у соседа — это раз, чтобы у соседа упала челюсть — это два. А потом для многих новая квартира — это новый этап жизни, хочется все по максимуму.

На Западе жилье в основном съемное. Люди более мобильны: сегодня тут живу, завтра работа в другом городе появилась — переехал. Для них квартиру поменять почти как штаны. Зачем в нее вкладывать? Дизайнерская мебель из упомянутой ИКЕИ, и вуаля — дешево и красиво. Правда, в этом случае можно зайти к чужому человеку и быть как дома — тот же диван, те же шторы, даже те же тарелки.

Большой плюс западных квартир — это хорошая планировка, там остается только обставить. У нас же так, чтобы было удобно, к сожалению, не строят, приходится тратить средства на перепланировку.

— Какие новинки отделочных материалов вам показались интересными?

— Бамбуковая паркетная доска очень нравится. Она красивая и суперпрочная (значительно прочнее, чем самые лучшие дубовые аналоги). Еще ПВХ-плитка, но не скажу, что мне это близко. Люди устают от пластика, сейчас тенденция к использованию натуральных материалов. По-настоящему «зеленый» дизайн стоит очень дорого, но какой-то компромисс найти можно.

И совет напоследок… Не смотрите на внешность дизайнера. Я вот, может, не всем понравлюсь, зато красивую молодую девочку строитель слушать не будет. А меня попробуй не послушай!

Дизайн интерьера в каталоге Stroyka.by

Автор: Екатерина Кулабухова, Stroyka.by. Фото автора, примеры дизайн-проектов предоставлены студией "Априори Арт"