Античная кладка с прибором и без

Представьте на мгновение: вы — древнегреческий каменщик, вышли на работу на новый объект. Вот вам материал — квадры каменные в ассортименте, кирпич саманный сортный. Как будете класть?

Об искусстве древнегреческих каменщиков можно сказать много хорошего, но мы ограничимся одним примером. В 305 г. до н. э. царь Деметрий Полиоркет осаждает город Родос на одноименном острове. Чтобы поняли, насколько это серьезно: Полиоркет по-гречески — «градоосадитель», руководства по осадному делу у греков так и назывались — полиоркетики.

Деметрий был искусен в военном деле, в политике и (извините!) в устройстве оргий, однако славу ему принес редкий для монарха инженерный талант — он лично изобрел немало осадных орудий.

И еще, на минуточку: Колосса Родосского повздоривший с Деметрием Родос возвел из-за того, что дело все-таки завершилось миром, а Нику Самофракийскую изваяли в ознаменование победы царя над египетским флотом.

Казалось, родосцы обречены: у Полиоркета тараны по 60 м длиной и осадные башни по 30 м высотой…

Царь сокрушает крепостную стену, но родосцы буквально за ночь возводят вслед за ней вторую. Царь сооружает новые, еще более устрашающие осадные машины, ломает вторую стену — но горожане в сжатые сроки разбирают по камушку местный акрополь и встречают Деметрия третьей стеной. Как видим, квалификация античных каменщиков была ничуть не ниже квалификации главного Градоосадителя древности.

Камень и железо

Тем удивительнее, что каменную кладку стен и стоечно-балочных конструкций эллины возводили сухим способом, без раствора. Понимаете, что означает сухая кладка в сейсмоопасной гористой местности? Тут закономерен вопрос о способах усиления конструкции. Кроме идеальной подгонки вертикальных и в особенности горизонтальных поверхностей этой цели служили шипы, деревянные шпонки, железные (сталь еще не изобрели) штыри, скобы, пироны, вставляемые в специальные гнезда и заливаемые свинцом.

Пироны были круглыми или четырехгранными в сечении, скобы чаще всего использовались П-образные, хотя сохранились и I-образные, а также скобы в форме ласточкиного хвоста. При монтаже колонн пироны, количество которых в барабане зависело от диаметра, либо заливали свинцом через горизонтальные каналы, либо – если речь о пиронах из бронзы — вставляли в бронзовые же втулки.

Вообще с креплениями прослеживается определенная последовательность: еще в VI в. до н. э. барабаны колонн скреплялись в основном деревянными штырями, железные скрепы вошли в обиход в Элладе в V в., в Малой Азии — в IV. И о свинце: со II в. до н. э. горизонтальные каналы для его заливки были вытеснены вертикальными.

Скобы и пироны забивались молотками, проверка кладки осуществлялась с помощью циркуля, отвеса, уровня, наугольника и рейки, а также «по красному» — сангина плюс шнур или гладкая каменная плита, чтобы краска выявила неровности. Швы кладки промывались селитрой.

Огюст Шуази, исследовавший древнегреческое зодчество с точки зрения технологий, пишет, что зубчатая кладка чаще всего встречается в военных сооружениях (крепостные стены), полигональная — в архаических объектах. В большинстве случаев использовалась кладка правильными рядами квадров. Кладка классического периода (VI–IV вв. до н. э.) — сквозные, во всю толщу стены, отесанные квадры с идеальной подгонкой.

Структура кладки классического периода: кладка из сквозных (во всю толщу стены) каменных плит

Ближе к эллинистической эпохе (IV–III вв. до н. э.) греки научились экономить усилия и материал, размещая сквозные квадры через ряд. Кроме того, эллинизм ознаменовался появлением смешанной кладки: остов стены — из ломового бутового камня, который с двух сторон закрывается рядами тесаных квадров.

Смешанная эллинистическая кладка: остов стены из неправильной формы бута, облицованного тесаным камнем

Цокольную кладку в основании стены делали более высокой, чем последующую, ставя два ряда квадров на ребро и оставляя между ними промежуток для просушки. На углах иногда использовали сомнительную с точки зрения разрыва и потери камня кладку a crossettes (Шуази обнаруживает ее в построенном около  340 г. до н. э. арсенале в Пирее), но чаще и охотнее — гораздо более устойчивую кладку en besace.

Структура угловой кладки — a crossettes (слева) и en besace (справа)

Пора облегчиться

Нетрудно заметить, что технологии сухой каменной кладки начиная с IV–III вв. до н. э. начинают развиваться в сторону упрощения. «В наиболее тщательно сложенных стенах эллинистической эпохи высота их лишь приблизительно равна. Не всегда равномерно и чередование тычков с ложками. Тычки между ложками иногда были очень узкими, и их укладывали попарно», — признают исследователи. Чему или кому в жертву были принесены безупречно отесанный камень, точно выверенные размеры, идеальная симметрия и тщательная подгонка классической кладки? И отчего осматривающие античные сооружения классического периода современные архитекторы так любят подхихикнуть: мол, эти ваши греки — зануды, любившие откровенно лишнюю, избыточную работу?

Акрополь в Афинах, храм Ники. Обратите внимание на кладку стены и оцените перфекционизм афинских каменщиков

От сквозных квадров, идеально пригнанных и отполированных до блеска, в эллинистическую эпоху кладка эволюционировала до двух рядов облицовочных плит, между которыми уложен бутовый камень или вообще кое-как засыпан щебень. По одному тычку на два-три ложка каждого слоя, внешняя облицовка идеально пригнана по швам, зато во внутренней горизонтальные швы наклонены, а вертикальные косят, для выравнивания периодически запускаются ряды тщательно вправленных низких плит, — как-то так, совсем уж неряшливо с точки зрения каменщиков-перфекционистов периода высокой классики, выглядит облегченная кладка эпохи эллинизма — эмплектон, примерами которой являются портик в Эге или городские стены Пергама (III в. до н. э).

Облегченная кладка эллинистического периода (эмплектон) на Делосе

В защиту зодчих эпохи эллинизма скажем, что эмплектон выстоял два тысячелетия, так что вряд ли дело в заурядной халтуре. Скорее, расширение масштабов строительства требовало удешевления технологий. С кладкой в целом приключилось то же самое, что и с каждым отдельно взятым квадром: оказалось, что гладко отесанная кромка для пригонки важнее, чем идеально «вылизанная» лицевая поверхность.

Кирпичная и бутовая кладка развивались как бы навстречу каменной, хотя и производились на растворе. Роль связующего материала выполняла смесь глины и песка. Применяли греки и известковый раствор, известный с Минойской эпохи. Но использовался он редко — в основном для уязвимых участков крепостных стен и постоянно соприкасающихся с водой сооружений (портовой инфраструктуры). Впрочем, есть исключения: например, между барабанами малых колонн храма в Посейдонии обнаружены гнезда, в которые известковый раствор вливался через канал вдоль оси барабана.

Понятно, бутовая кладка состоит из камней различного размера. Эллинистический подход к ней — вообще на заморачиваться насчет геометрии. Два ряда облицовки из грубо отесанных с трех сторон (лицо и заусенцы) и уложенных параллельными рядами гнейсовых и гранитных камней, между ними — забутовка, залитая глиняным раствором, тычки только у дверных притолок, на углах — крупные куски гранита, обеспечивающие перевязь со смежной стеной. Дешево, сердито, практично.

Эфес: разнообразие эллинистической кладки из различных видов материала

О древнегреческой кирпичной кладке мы можем судить в основном со слов Витрувия. У него прямолинейная кладка из сырца выглядит так: чередуются ряды кирпичей и полукирпичей, в результате «стены с обеих сторон перевязывают чередующимися слоями, и кирпичи, приходясь серединой на швах, сообщают стене и крепость, и далеко не безобразный вид с той и с другой стороны». Заметьте: глина в качестве связующего материала явно слабовата, эллинистическая эпоха — период освоения обжига кирпича, так что на повестке дня уже стоит вопрос не только об известковом растворе, но и о цементе и бетоне.

…Не нужно потешаться над технологической культурой эллинов, скреплявших камень свинцом, железом и бронзой. Когда ту же технологию уже в Новое время попытались воспроизвести для спасения античных памятников европейцы в XIX–XX вв., ничего не вышло — мрамор просто раскололся от кое-как вбитых стальных скоб. Интересно, что сказали бы по этому поводу античные каменщики, славившиеся одинаковой любовью к крепкой кладке и крепкому слову?

Автор: Кастусь Бульдозер, специально для Stroyka.by