Антикризисные «рецепты» от участников Республиканского форума производителей стройматериалов

Всем известны проблемы, которые переживает сегодня строительная отрасль Беларуси: снижение темпов строительства, кризис неплатежей, растущая конкуренция, затоваривание складов.

Особенно эти проблемы ощутимы на рынке строительных материалов, участники которого часто становятся заложниками ситуации. Низкая эффективность организации производства, проблемы с выработкой оптимальной маркетинговой политики ставят многие предприятия в очень непростую ситуацию.

Обсуждению насущных проблем строительной отрасли и совместному поиску вариантов преодоления кризисных явлений был посвящен III Республиканский практический форум «Промышленность строительных материалов Республики Беларусь. Эффективное управление, инновации, конкурентоспособность», который прошел в Минске 20 ноября. Мероприятие было организовано Оргкомитетом Республиканского конкурса «Лучший строительный продукт года» при поддержке Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь.

Официальным партнером форума выступило ЗАО «Белзарубежстрой» — крупнейший экспортер строительных услуг, работ и продукции. Компания является основным застройщиком жилых домов, а также производственных зданий в Венесуэле.

В форуме приняли участие более 140 руководителей и специалистов белорусских предприятий, работающих в строительной сфере, а также их коллеги из стран Балтии и Российской Федерации.

Выступая на открытии форума, Александр Голяш, начальник отдела перспективного развития главного управления промышленности стройматериалов Минстройархитектуры, подчеркнул:

«Строительная индустрия Беларуси находится сегодня в сложных условиях, однако на предприятиях отрасли стройматериалов наблюдается устойчивый рост производства: расширяется производственная база, вводятся в эксплуатацию новые линии. Мощности существующих предприятий позволяют выпускать более 100 видов материалов и изделий и не только полностью обеспечивать потребности отечественных подрядных организаций, но и экспортировать не менее 30 % выпускаемой продукции.

В настоящее время Беларусь поставляется на рынки более чем 30 стран ближнего и дальнего зарубежья более 40 видов различных материалов и конструкций. Около 80 % экспорта составляют полированное стекло, керамическая плитка, керамический и силикатный кирпич, цемент, щебень, рулонные кровельные материалы, строительные конструкции.

С 2006 года промышленными компаниями реализовано порядка 150 инвестиционных проектов, что позволило не только увеличить производственные мощности в 2,5–3 раза, но и освоить выпуск экспортоориентированной и импортозамещающей продукции, на основе инновационных энерго- и ресурсосберегающих технологий с максимальным использованием отечественного сырья, компонентов и материалов.

В ближайшем будущем планируется реализовать еще целый ряд инвестиционных проектов. Уже к концу текущего года в ОАО «Березастройматериалы» будет введена в эксплуатацию новая технологическая линия по производству керамогранита. В 2016 году планируется завершить реализацию масштабного проекта на ОАО «Гомельстекло», что позволит расширить ассортимент, увеличить глубину переработки и выйти на более совершенный продукт с высокой добавленной стоимостью.

В 2017 году будет освоено месторождение строительного камня «Ситницкое» с возведением на его базе горно-обогатительного комбината. В соответствии с приоритетными направлениями развития разработаны комплексы организационных и инвестиционных мероприятий на 2015 год, реализация которых позволит увеличить рост выпуска базовых строительных материалов более чем на 50 % к уровню 2011 года, а также добиться снижения энергоемкости на 14–15 %.

Министерство архитектуры и строительства придает большое значение проведению форума, ключевой темой которого в этом году является повышение эффективности деятельности белорусских производителей стройматериалов на внутреннем и внешнем рынках. Глава государства и правительство поставили перед предприятиями задачу организовать работу, направленную на увеличение объемов выпуска конкурентоспособной, высококачественной экспортоориентированной продукции с целью освоения новых рынков сбыта, внедрения современных маркетинговых исследований, чтобы в конечном счете повысить эффективность работы всех предприятий в целом и нарастить экспортные поставки».

На необходимость активизации экспорта указал и Николай Аксютчик, начальник юридического отдела ЗАО «Белзарубежстрой». Он отметил, что за более чем 7 лет работы за рубежом компания накопила огромный опыт реализации самых разных проектов и в ближайшем будущем намерена применить его в Беларуси. В частности, речь идет о строительстве современных заводов по производству цементно-стружечных плит, первый из которых (по австрийско-немецкой технологии) уже до конца 2014 года будет сдан в эксплуатацию в Кричеве. Также планируется наладить производство несъемной опалубки по австрийским и скандинавским технологиям.

Параллельно «Белзарубежстрой» активно продолжает строительство в Венесуэле: возводится социальное жилье (крупный объект в города Маракай, целый район в Каракасе), планируется строительство 3 000 квартир в штате Баринас. Также в этом штате предполагается построить крупную электростанцию. Началась работа с Эквадором: компания уже приступила к реализации проекта по техническому надзору при строительстве линии электропередач, после его успешной реализации планируется начать строительство социальных объектов — школ, жилья. Также прорабатываются рынки арабских стран, в частности, Саудовской Аравии, ведутся переговоры с некоторыми регионами России. И кризис в отрасли компания не считает помехой для своих амбициозных планов.

«Кризисные явления в том или ином аспекте деятельности проявляются всегда, — полагает Николай Аксютчик. — Но и строительная отрасль экономики востребована постоянно, даже если в ней присутствую небольшие кризисные проявления. Строительство — самая мирная профессия, созидание всегда будет пользоваться спросом. Поэтому в любых условиях нужно стремиться к чему-то новому. Политика любого предприятия отрасли должна быть направлена на увеличение экспорта, а для этого необходимо эффективное управление, внедрение инновационных технологий и обеспечение конкурентоспособности выпускаемой продукции.

Александр Шульгович, руководитель отдела развития и проектов компании «Кондор», также считает, что строительная отрасль переживает лишь временные трудности:

«Рынок лакокрасочных материалов, как и рынок стройматериалов в целом, сегодня растет. Другое дело, что темпы роста недостаточны для выполнения каких-то глобальных задач по стране. Но перспектива определенно есть. Да, в отрасли присутствуют определенные проблемы: снижение темпов строительства, которое влечет за собой уменьшение продаж. Но если начнется строительство арендного жилья, то пойдут бюджетные платежи, с поставщиками будут оперативно рассчитываться — и всем будет хорошо.

Рынок стройматериалов — это не «голубой океан» (бизнес-стратегия, предполагающая высокий спрос на ранее не предлагаемый товар — прим. Stroyka.by) Все делают примерно одинаковую продукцию, поэтому конкуренция везде достаточно жесткая. В таких условиях самая правильная стратегия — инвестиции в качество, даже если на определенном этапе приходится инвестировать «в стол», рано или поздно это все равно принесет свои плоды».

Поскольку белорусские производители строительных материалов и изделий во многом зависят от российского рынка, их не может не волновать ситуация у нашей восточной соседки. Евгений Высоцкий, директор по маркетингу инвестиционно-консалтинговой компании «СМ Про» (Россия) охарактеризовал текущее положение дел:

«До последнего момента наши прогнозы по российскому рынку были умеренно оптимистичными, но данные, основанные на анализе социально-экономического развития России, говорят об определенном снижении потребления строительных материалов в нашей стране. Будущий 2015 год ожидается не самым простым, но такого падения, как 2008–2009 годах, не будет, максимальное снижение по самым пессимистичным прогнозам может достигнуть 10-15 % по отдельным видам продукции. Но по таким материалам, как цемент или кирпич, поставки из Беларуси останутся на том же уровне, что и в текущем году, так что потенциал белорусских производителей очевиден. К тому же, помимо чисто рыночных отношений, существуют определенные договоренности, которые должны соблюдаться, невзирая ни на какие кризисы».

Поскольку ситуация на строительном рынке меняется очень быстро, предприятиям не остается ничего другого, как держать руку на пульсе. Не менее важно изучение опыта тех компаний, которые даже в сложных экономических условиях продолжают динамично развиваться, внедрять инновации и расширять рынки сбыта. Представители таких компаний и были приглашены на форум в качестве основных спикеров.

Официальный партнер форума

ЗАО «Белзарубежстрой»

Пресс-служба форума

+375 (17) 237-85-96

+375 (29) 182-80-10

lspg@tut.by

www.stroykonkurs.by/forum