Как увеличить прибыль стройпредприятия, не вложив ни копейки. Советы эксперта

Задача любого предприятия, в том числе в строительной отрасли, — получать прибыль. В нынешних непростых условиях повышение цены может обернуться потерей рынка. Выход — оптимизация производственного процесса. На форуме «Промышленность строительных материалов Республики Беларусь» Дмитрий Черноморец, директор по развитию группы компаний Apply Logistic, рассказал о скрытых резервах, которые есть на любом строительном предприятии и которые помогут увеличить его прибыль практически без вложений. И тут не всегда нужны специалисты-аналитики — многое может сделать любой здравомыслящий руководитель.

Эксперт отметил, что начать можно с временно́го нормирования. «На большинстве предприятий, с которыми мы работали по оптимизации производственного процесса, только 15 % фонда рабочего времени сотрудников и оборудования — это время, которое "приносит деньги”, то есть влияет на добавленную стоимость продукта. А 85 % рабочего дня сотрудников по разным причинам уходит в песок», — рассказал Дмитрий Черноморец. Решение простое: четко выстроить все технологические процессы и составить их хронометраж — это по силам любому технологу.

Еще один резерв кроется в графе «Нормирование расходов материала на единицу продукции». На большинстве предприятий нормы расхода на всякий случай завышаются, иногда цифра достигает 15 %. Это дорога к воровству, вымощенная самим руководством.

«Мы работали с одним российским предприятием по производству кровельных материалов. Так вот, в поселке, где жили работники, буквально все было сделано из продукции предприятия или сырья, используемого на немДаже на Google Мaps это было видно…»

«Что такое излишки при инвентаризации? Это товар, еще не украденный, но уже подготовленный к выносу. Работать надо, что называется, на грани, а если пошел перерасход — разбираться в причинах. Как правило, они кроются в нарушении технологического процесса или дисциплины», — заключил Дмитрий Черноморец.

Еще один недооцененный руководством многих компаний инструмент — мотивация труда. По мнению эксперта, на 99 % белорусских предприятий рабочие не мотивированы, то есть их доход не зависит от результатов. И тут человеческая сущность берет свое — зачем делать быстро и хорошо, если зарплата не изменится.

«Надо четко понимать: гарантированный доход, на который можно прожить, — это зло, он разрушает мозг сотрудника».

Решение — доплачивать за выработку и качество, наказывать за брак и срыв плана.

«Еще момент… По количеству людей отделы контроля иногда составляют половину штата предприятия. Если рабочий будет нести ответственность за принятый с предыдущего участка полуфабрикат (если, конечно, оценить его качество возможно), это позволит уменьшить штат сотрудников ОТК и сделать работу эффективнее. По опыту, отлично работает так называемая амнистия брака — это когда работник сам говорит, что “косяк” его, и получает за это минимальный штраф. А если брак обнаружил ОТК — штраф выше в несколько раз.

Выбирая между “кнутом” и “пряником”, можно руководствоваться следующим: чем выше интеллект сотрудника, тем эффективнее работает “пряник”, чем ниже интеллект — тем понятнее будет “кнут”», — заключил эксперт.

Для мотивации в бизнесе с ярко выраженной сезонностью, как, например, на рынке строительных работ, есть два пути: либо во время спада выплачивать компенсацию (например, 2–3 млн руб.), либо увеличивать стоимость операции (вместо 11 тыс. за сварку шва платить 15). Первый путь, по мнению докладчика, — неправильный: отбирая весной эти несколько миллионов, можно столкнуться с непониманием (или даже агрессией) со стороны работника.

Эксперт также рекомендовал проанализировать процесс производства с точки зрения операций, которые можно отдать на аутсорсинг. «Те, кто могут делать все операции и все продукты, — лузеры. Часто есть тот, кто сделает “ваши” операции быстрее и дешевле, чем вы — так отдайте им! Это отличный способ, например, увеличить ассортимент без инвестиций в производство».

А вот инвестировать специалист рекомендовал в автоматизированные системы планирования производства. За этим длинным названием скрывается некий комплекс программного обеспечения, в котором заложены все операции, время их выполнения, количество рабочих, нормы выработки и т. д. Стоит такое ПО 100–150 тыс. евро. На предприятии средней мощности окупается за 1,5–2 месяца.

Ну и последнее, что можно «взять с поверхности», — дисциплина. «Исполнительская дисциплина — это одна большая беспросветная… (пусть каждый подберет подходящее слово). При этом, по моему опыту, самое слабое звено — средний менеджмент: начальники цехов, руководители отделов и пр.

Отдельно стоит вечная проблема нашего человека — алкоголизм. Как бороться с алкоголизмом? Главное — не прощать. Никогда, ни при каких условиях, топор в спину — и на рынок труда. Жестко, но иначе ничего не добиться».

«Я, когда смотрю на фото работников наших предприятий машиностроения, недоумеваю: неужели от этих людей можно ждать создания конкурента Volvo или Iveco хотя бы в какой-то перспективе? То, что они сейчас делают, — это потолок. И не надо списывать на менталитет. В Беларуси есть большие производства, на которых эта проблема решена».

Тут эксперту был задан вопрос: «Что делать, если предприятие в маленьком провинциальном городке, нет там других работников, только эти?»

В ответ Дмитрий Черноморец рассказал две истории: «В Ленинградской области есть городок Тихвин — поэтическая русская провинция. Там несколько лет назад был построен “Тихвинский вагоностроительный завод” — миллиард евро инвестиций, полностью частный капитал. В Тихвине не было кадров для производства, там вообще не было ни рабочих, ни крестьян. Что сделало руководство? Оно построило 12 панелек и создало передвижной HR-отдел. Этот отдел вроде лавки “Белкоопсоюза” ездил по промышленным городам и собирал кадры.

Например, молодой человек 24 лет не может себе позволить недвижимость в Набережных Челнах. А тут ему предлагают ее по себестоимости, плюс должность в компании. Он приходит, работает с огромной отдачей — предприятие получает прибыль. За год там вышли на 85 % плановой мощности. Это очень круто! Конечно, строить жилье может себе позволить только крупная компания. Тогда другой пример.

Тольяттинский завод “АвтоВАЗ” взял на работу нового шефа дизайн-ателье, но кадров для этого подразделения в Тольятти просто не было. Тогда ателье перенесли в Москву, где можно найти профессионалов или пригласить иностранных специалистов».

Заканчивая разговор о дисциплине, эксперт сказал, что, по его мнению, единственный эффективный стиль руководства — авторитарный. «Все эти книжки по бережливому производству, в которых руководству предлагается гулять по цехам и спрашивать у рабочих, как улучшить производство, — это бред.

Если бы рабочий мог генерировать идеи по улучшению производства — он был бы технологом, ездил бы на работу на хорошей машине, а не на троллейбусе.

А книжки пишут те, у кого есть на это время, значит, они не решают конкретных задач. Призываю, не стройте свой бизнес по бизнес-романам!»

В заключение Дмитрий Черноморец на простом примере рассказал, где спрятаны 40 % ресурсов продаж на любом конкурентном рынке. «У каждого есть свой любимый бренд пива, если такового вдруг не оказалось на полке, то обычно есть запасной вариант. Так вот, вероятность, что ваше любимое пиво будет на полке, — 60 %. То же и со стройматериалами: если на момент возникновения спроса вы не будете готовы его удовлетворить, то пойдут к вашим конкурентам. Если вам хотят отдать несколько десятков миллионов, а вы их не можете взять — срочно разбирайтесь почему, анализируйте производство, логистику… Не кормите конкурентов!»

Автор: Екатерина Кулабухова. Stroyka.by. Фото автора.