Как наши строители покоряли Сибирь, или Белорусский город Лангепас

У многих словосочетание «профессионализм белорусских строителей» в последнее время вызывает лишь ироническую улыбку. А между тем исключительно благодаря умению, выносливости и смекалке отечественных специалистов в далекой сибирской тайге вырос многотысячный город Лангепас. Stroyka.by отыскала уникальные материалы о том, как белорусские строители покоряли Сибирь.

На рубеже 70–80-х годов прошлого века в русле реки Обь один за другим начали вырастать города и поселки. Для Страны Советов не было более важной задачи, чем освоение обнаруженных здесь огромных запасов нефти и газа. И каждая республика вносила свой вклад.

Перед стройотраслью БССР была поставлена задача — за тысячи километров от Минска, на одном из участков бескрайней сибирской тайги построить город нефтяников Лангепас.

Прибыв на место, участники первого белорусского десанта увидели кругом лишь леса и болота при полном отсутствии дорог. Лангепас предстояло возвести на вечной мерзлоте с суровым климатом, где перепады температур от +40 °С до –50 °С, а зима длится 7(!) месяцев.

Позже строители вспоминали, как наутро волосы примерзали к подушке. Или как из-за плохой погоды некому было доставить еду и топливо с Большой земли, и они отогревались костром и чаем из брусники. При этом много и тяжело работали…

  Лангепас, 1979 год. Начало строительства

Конечно, многие тогда считали (да и сейчас тоже), что на Север ехали за «длинным рублем». Но, согласитесь, чтобы работать в таких тяжелейших условиях, одних денег мало — была идея, желание не ударить в грязь лицом, выполнить все четко и в срок, отстоять честь республики (звучит пафосно, но так и было).

Юрий Пупликов, один из первых руководителей стройтреста № 37, возводившего Лангепас, был назначен на эту должность с поста руководителя «Главминскстроя» (но ни о каком понижении речи не шло — это чтобы понимать важность стройки). Он вспоминал: «Важно было “зацепиться” за эту суровую землю, очень быстро создать минимальные условия для проживания людей, развернуть базу для основных подразделений треста, сформировать боеспособный коллектив. Одним словом, подготовить плацдарм для предстоящего “большого штурма”, провести всю подготовительную работу, после которой сооружение жилья и других необходимых городских объектов будет поставлено на поток».

Первое здание стройтреста №37

Многие подобные поселения в те годы строились хаотично, не было даже минимальных условий — жизнь на Севере превращалась в многолетнюю пытку. Белорусы пошли по другому пути. Они с самого начала настояли, что строить надо комплексно, чтобы в городе была инфраструктура, жить в бараках — мера временная. Нельзя и через 10 лет иметь удобства на улице и прыгать по болоту в резиновых сапогах.

Строительство школы, 1983 год

Еще одним смелым решением белорусов было строить сначала для себя, а потом для нефтяников. Казалось бы, утопия, ведь лозунг тех лет «Нефть любой ценой». Но отечественные специалисты все же смогли настоять, что небольшая «тактическая заминка» позволит привлечь на объект больше строителей, и в итоге принесет дивиденды. Так, собственно, и произошло. Город рос не просто быстрыми — рекордными темпами.

В воспоминаниях Юрия Пупликова мы нашли еще один интересный эпизод из жизни белорусских покорителей Сибири.

«По какой-то причине (детали не помню, да они и не важны теперь) в поселке вырубился свет. То, что лампочки в домах не горят — еще полбеды. А вот то, что без света не может работать котельная — уже серьезней. Все-таки зима на дворе — значит, есть опасность, что разморозится вся отопительная система поселка. Ситуация действительно могла показаться безвыходной. И вдруг меня осенило: а на чем работают наши строительные краны? Они же дизель-электрические! Значит, двигатель у каждого — самая натуральная динамо-машина. Позвал электриков, крановщиков. Стали пробовать. Получилось. Завели кран — и он работал часов двенадцать, только “наоборот” — и все это время питал котельную. Так что Лангепас в ту ночь не замерз. Ни до, ни после не слышал, чтобы кран использовали именно в этом качестве... А если серьезно, то это один из примеров того, что безвыходных ситуаций не бывает…

…Одна из особенностей работы на Севере — необходимость принимать решения и нести за них ответственность. А как иначе: все твои вышестоящие за тысячи километров. Решаешь сам…»

Не случайно люди с северной закалкой, как правило, очень высоко котировались на Большой земле за умение выходить из самых сложных ситуаций и нести ответственность за свои решения.

Строительство зданий и сооружений в мерзлых грунтах, на болоте, в суровых условиях Севера преподносило немало загадок и сюрпризов в чисто технологическом, инженерном плане.

«Представьте, вы роете котлован под строительство дома, а стенки его осыпаются. Роете дальше — они продолжают осыпаться. И так чуть ли не до бесконечности. И тогда мы применили свой, белорусский метод решения этой проблемы. Называется он “стена в грунте”: по периметру котлована заранее роется узкая глубокая траншея, заливается специальным глинистым раствором определенной консистенции — и можно спокойно браться за сам котлован, не боясь, что его края будут обрушиваться. До нас эта технология никем на севере не применялась».

Строительство универмага в Лангепасе, 1983 год

Облик Лангепаса с самого начала был «запрограммирован» в Беларуси: сначала он появился на кульманах минских архитекторов, а затем был построен, руками в основном наших соотечественников. Многие белорусы остались там жить, «обросли» детьми, внуками…

Теперь таких задач страна перед отраслью не ставит. Поэтому судить о профессионализме белорусских строителей только по кривой стене в новостройке было бы неправильно.

Если не знать истории города, сложно представить, откуда у автобусной остановки в российском Лангепасе такое название

В заключение еще несколько фото современного Лангепаса. По словам гостей города, там непривычная для России чистота и ухоженность. А то! Судите сами. Лично мы, глядя на эти фото, след синеокой в Лангепасе увидели.

При подготовке материала использовались выдержки из книги Л. Аникеева «Белорусская Сибирь»

Автор: Екатерина Кулабухова, Stroyka.by, Фото: архивный отдел администрации города Лангепаса, shadrapa.livejournal.com