Что можно сделать из старых покрышек? Репортаж Stroyka.by с производства резиновой плитки

Ежегодно в Беларуси выбрасывается около 3,5 млн использованных покрышек. Вред от них не ограничивается одним лишь захламлением территории — при разложении шины выделяют опасные для окружающей среды вещества. И тут, как в известной рекламе: можно выбросить, а можно собрать, переработать и получить… резиновую плитку — отличное современное покрытие для игровых и спортивных площадок. Так и поступили на бобруйском предприятии «Шиноремонт», где побывала Stroyka.by.

«Первоначально предприятие занималось восстановлением старых покрышек от грузовых автомобилей. Но со временем скопилось очень много шин, не подлежащих ремонту. Их нужно было куда-то девать. Решили наладить производство резиновой плитки, тем более установка по переработке шин в резиновую крошку у нас уже была», — рассказал экономист отдела по маркетингу и сбыту Егор Жук.

Подобное покрытие новинкой не назовешь, но до недавнего времени резиновую плитку в Беларусь импортировали. Однако согласитесь, своих «отслуживших» шин полно, зачем же закупать то, чего хватает и у нас?!

Первая партия бобруйской резиновой плитки под маркой «ЭКОВЕР» была выпущена полгода назад. На предприятии надеются, что продукция будет востребована. Едва ли на рынке найдется напольное покрытие с такими уникальными свойствами. Вы вполне можете представить себя участником программы «Разрушители легенд»: изгибать резиновую плитку в разные стороны, каждый день ездить по ней на машине или на лошади, постоянно держать ее под лучами солнца или на морозе в –30 °С, разливать на покрытие бензин и другие агрессивные жидкости. Резиновая плитка минимум 10 лет (официальный срок службы) будет выносить всё. Кроме того, это покрытие амортизирующее, следовательно, значительно снижает нагрузку на суставы.

Первое, что мы увидели на территории предприятия — огромный полигон, по площади равный четверти Октябрьской площади и почти полностью заваленный шинами. Так что, если вы счастливый обладатель грузового автомобиля и, как вам кажется, несчастный владелец старых шин от нее, в Бобруйске с радостью заберут ваши ненужные шины на переработку. «Покрышки от легковых автомобилей мы тоже можем принимать, но их не так выгодно перерабатывать, как шины грузовиков», — уточняет Егор Жук.

Заходим в цех. Процесс производства резиновой плитки можно условно подразделить на три этапа. Вначале шина помещается на станок для удаления бортового кольца, где металлический корд буквально вырывается из покрышки.

Затем шина отправляется на установку для дробления, где покрышка сначала разрезается на части, а затем измельчается до состояния крошки. Размер частиц может быть разным. Для изготовления плитки используется крошка с крупными частицами (3–5 мм).

Затем резиновая крошка перемешивается с полиуретановым связующим, часть массы окрашивается. На заключительном этапе состав помещается в пресс-форму,  где прессуется при высокой температуре (метод горячей вулканизации).

После остывания плитка упаковывается и отправляется на склад. «Сейчас производство у нас пока остановлено, не сезон. К лету все это продадим», — уточняет Алексей Лисовский, начальник отдела по маркетингу и сбыту.

Плитка толщиной от 30 мм может быть уложена на любое основание, если же плитка тоньше, то основание надо предварительно выровнять, либо сделать бетонную стяжку. Укладывать плиты необходимо в стык, используя полиуретановый клей для дополнительной фиксации. Покрытие будет готово к эксплуатации через сутки после укладки.

«Монтаж резиновой плитки очень прост. Любой рабочий сможет это сделать — и ваш, и наш. Да даже самому можно уложить, при желании, — продолжает Алексей Лисовский. — Что касается чистки, то тут тоже не нужно особенно заморачиваться. Можно помыть водой из шланга, можно подмести веником или пропылесосить, снег убирать лопатой или снегоуборочной машиной. Проблем никаких».

Пожалуй, единственным недостатком самой резиновой плитки является хоть и слабый, но довольно специфический запах резины.

И еще один минус касается производства: в качестве отходов после переработки шин остаются текстильный и металлический корды. В данный момент предприятие ищет партнеров, которым можно было бы сбыть эти отходы, поскольку и текстильное волокно и бортовое кольцо можно эффективно использовать, что уж куда лучше, чем бесполезное захламление ими территории предприятия.

Текстильное волокно подойдет в качестве шумо- и термоизоляционного материала, сырья при производстве шифера, картона, гипсокартона, в качестве наполнителя спорт-инвентаря (матов, боксерских груш) и т. д.

Бортовое кольцо является очень прочным материалом, обладающим низким коэффициентом усадки, что позволяет применять его, например, при заливке фундаментов, в качестве армирующего материала при производстве литых конструкций и пр.

В современном мире вопрос утилизации отходов требует особенного внимания, и производство резиновой плитки — отличный пример грамотного использования на благо человека отработавших свое материалов, а если при этом еще и вопрос импортозамещения решается, вообще отлично.

В заключение приведем мнение одного из жителей Бобруйска: «Наконец-то догадались до чего-то стоящего. Вон их по гаражам этих покрышек тонны валяются, плюс сейчас все предприятия и ипэшников заставят сдавать на переработку шины в обязательнейшем порядке. Думаю, дело пойдет».

Автор: Анна Заплечникова, специально для Stroyka.by. Фото автора и bobruisk.ru.