Архитектор В. Рондель: «Надо подождать, пока уйдут те, кто не видел ничего, кроме коровников»

Думаете, почему у нас не строят действительно интересных и необычных зданий? Потому что нет талантливых архитекторов? А вот и нет. На одной из конференций Stroyka.by познакомилась с главным архитектором проектов Института «Минскгражданпроект» Валерием Ронделем, среди работ которого и увидела действительно фантастические решения. Почему многие из них так и остались на бумаге, мы отправились выяснять к автору.

Почему у нас не строят интересно? Расскажу такую историю. Лет десять назад ко мне обратилась многодетная семья из Дзержинска. На то время у них было 10 детей и 4-комнатная квартира. Соседи часто жаловались на шум — дети есть дети. Местные власти согласились выделить средства на строительство дома для этой семьи. Проект мы сделали нестандартный — двуугольный дом. Все окна на юг, много пространства… Но как дошло до смотра проекта, был грандиозный скандал: «уродство» — самое мягкое, что я слышал. А что дом этот, благодаря необычному архитектурному решению, на 25 % экономичнее стандартной коробки — никого не интересовало. Ну, не ездят эти люди за границу, не читают зарубежных журналов, не могут выйти за рамки своего сознания. Дом этот так и не был построен, хотя и получил диплом на конкурсе в Бресте.

Или еще... Как-то переделывали мы детский сад под дом-малосемейку. А там район такой — кругом серые панельки, тоска страшная… Так мы этот сад в кислотный желтый цвет предложили покрасить. Чтобы не у хозяев даже, а у тех, кто вокруг живет, как-то радостнее на душе стало, нельзя же так до смерти и жить в этой серости… Но нет, нас подняли на смех, кстати, коллеги-архитекторы в том числе.

Страх этот, несвобода, воспитанная долгими годами жизни в неволе, не дают строить нестандартно. Я, знаете, хоть и дедушка, но в прошлом хиппи, у меня эту внутреннюю свободу никто не смог отнять.

Рабочий кабинет Валерия Раулевича Ронделя

Радует только, что всех этих боящихся людей сменяют молодые архитекторы — смелые, дерзкие. Ко мне каждый год дипломники приходят — я вижу, есть кому знамя передать!

Все мои объекты — это сначала гордость, потом боль. Вот хожу я каждый день мимо своего детища — «Славянского квартала»… Знаковое место, казалось бы, должна переполнять радость… Но я вижу, что стекло не то, не серое, как было задумано, а зеленое (требование главного минского архитектора), секции не соединили — сэкономили, а главное, реклама эта пошлая на главном корпусе. Расстраиваюсь…

Жилой комплекс "Славянский квартал"

Очень люблю свой ледовый дворец в Солигорске (может, потому что не вижу его каждый день). Там эксплуатируемая кровля, можно на скейтах ездить, велосипедах, плюс здание на пол-этажа заглублено в землю, поэтому нет лестниц, только пандусы. Это действительно уникальный объект (в Германии что-то похожее есть, но там, кажется, бассейн).

Кстати, ледовый дворец тоже в какой-то мере стал жертвой дремучести тех, кто его эксплуатирует. По проекту там проемы с цветными стеклами, и с кровли ребятне можно было бесплатно смотреть матчи. Однако проемы эти завесили баннерами, сказали, что солнечные лучи топят лед. Мы же не дураки, все предусмотрели: стекло поставили специальное, рассеивающее, но раз решил кто-то, что лучей на льду быть не должно, значит — не должно.

Ледовый дворец в Солигорске

Похожие цветные окна я спроектировал на фасаде оздоровительного комплекса «Ракета» под Минском. Строители ругались страшно, говорили, что руки мне надо оторвать. Конечно, одно большое окно, по их мнению, лучше (читай: проще сделать), чем много маленьких. Но как красиво получилось: днем, когда на улице солнце — холл весь цветной, а вечером, когда темнеет, наоборот, сам корпус изнутри светится.

Оздоровительный лагерь "Ракета"

Еще люблю свой комплекс на Червякова — «Катамаран» (кстати, названия даю не я, их придумывают владельцы зданий). Дом еще строится, но там прогрессивный заказчик, поэтому объект такой, каким и был задуман, а это для архитектора большое счастье.

Жилой комплекс "Катамаран"

Раз уж мы заговорили о заказчиках... То, как в конечном счете будет выглядеть здание, во многом зависит от них. Одни ощущают новизну, знают, что если дом необычный, о нем будут говорить, а значит, недвижимость в нем будет стоить дороже. Другие меняют все на самое дешевое, ненавидят строителей и проектировщиков, которые ввергли их в такие затраты, буквально душу вынимают. Понятно, кто платит, тот и заказывает бал. Но сложно работать с людьми, которые видели в жизни по большей части коровники. Архитектура отражает вкус тех, у кого деньги.

У нас все очень наивно делают. Например, библиотека — кристалл знаний, и не надо ничего думать, вот он кубик, какой-то детский символизм... В Европе в архитектуре больше философии, смысла, глубины. Например, та же библиотека в Варшаве — с вертикальным озеленением, террасами, искусственным ручьем… Такая там гармония, такая красота! В отличие от наших, западные заказчики, если выбрали концепцию, архитектора, то дальше дают полную свободу: делай, твори!

Проект стадиона "Динамо" (не попал в тройку призеров)

Сейчас мы работаем над территорией бывшего фарфорового завода. Надеюсь, несмотря на сложные времена, работа не остановится (как случилось с «Горизонтом», где сейчас студенты тренируются, дипломные проекты делают).

Жилой комплекс на месте фарфорового завода

Объект очень интересный, там река в трубах течет, над ней нельзя строить, поэтому запроектирована широкая рекреационная зона с кафе, боулингом. Думаю, горожанам понравится.

Если не из своих объектов, то нравится здание БКК, только кристалл немного агрессивен. «Минск-Арена» — хорошая чистая форма, «Сокол» на проспекте Победителей — интересный объект, на удивление неплохо вписался в местность. Это, кстати, очень важно, где находится здание. Может, и «Кемпински» был бы неплох, но не там, не возле цирка, а так хамство какое-то получилось.

Очень бы хотелось, чтобы в Минске было больше объектов, где человек мог бы жить и в городе, и в то же время ближе к природе: с эксплуатируемыми кровлями, зимними садами, лужайками для жителей первых этажей.

Проект застройки района улицы Нововиленской

Например, в Лебяжьем китайцы планировали водоемы, рекреационную зону, но что-то не срослось, не сошлись в цене. Теперь там жилой район, не скажу что плохой, но чисто городской, стандартный, скучный.

Вместо эпилога...

Я, когда был молодым, попал на остров Валаам. Там пустынно было, четыре монаха жили и храм строили. Мы с друзьями взяли лодку, поплыли по окрестностям и… попали в сказку. Туман, скалы из воды торчат, сосны, березы карельские под разными углами, потому что в камнях растут. Просто что-то фантастическое, какой-то рай на земле. Потом туман рассеялся, но это ощущение, эта картина, она со мной всю жизнь. Что-то такое, какая-то сказка, фантазия должна быть у каждого человека.

Автор: Екатерина Кулабухова, Stroyka.by. Фото автора. Примеры проектов "Минскгражданпроект".