Рынок керамической плитки: никто не хотел умирать

Согласно данным ГП «Институт жилища — НИПТИС им. Атаева C. C.», в 2014 году доля импортной керамической плитки на рынке Беларуси составила 46 %. Это немалая цифра, из основных строительных материалов больше только у минваты и гипсокартона.

«Большая доля импорта керамической плитки может стать реальной проблемой, — заявил еще в конце прошлого года Игорь Трофимов, заместитель директора НИПТИС им. Атаева C. C. — Кого только нет на белорусском рынке плитки: испанцы, поляки, украинцы, россияне... Сюда везут все и всё. А отечественным производителям, похоже, нет до этого дела — их экспортные реки текут в Россию. Но экономический кризис расставит все по своим местам. Когда российский рынок перестанет быть привлекательным, наши производители попытаются минимизировать потери за счет внутреннего рынка. Но к этому моменту тут уже могут хозяйничать совсем другие игроки».

Конечно, обвинять отечественные заводы в том, что они уделяли недостаточно внимания собственному рынку, было бы неправильно. Перед ними стояла задача по зарабатыванию валюты, но на рынке Евросоюза высокая конкуренция, там белорусов особо никто не ждет, поэтому российский рынок и был тем самым простым и логичным решением.

«В последние годы в Россию уходило до 80 % экспорта нашей продукции, но сейчас задача — уменьшить цифру вдвое, в целях безопасности. Мы не отказываемся от этого рынка, он формировался годами, но из-за девальвации российского рубля выручка предприятия падает: январь 2015 года в денежном выражении дал только 84 % к январю 2014-го, нам просто становится невыгодно торговать с Россией», — заявил гендиректор «Керамина» Александр Яновский.

Похожая ситуация и у «Березакерамики»: идет активная работа по диверсификации рынка.

«Мы сейчас активно участвуем в европейских строительных выставках, параллельно разрабатываем новые коллекции, форматы плитки, запустили линию по производству керамогранита. Стараемся прийти на те рынки, где раньше не были представлены вообще. Никакой катастрофической ситуации нет, главное не сидеть сложа руки», — рассказали Stroyka.by маркетологи «Березакерамики».

Увеличить экспорт в страны Евросоюза в планах обоих белорусских заводов. И если в Польшу, Испанию или Италию ехать со своей плиткой еще хуже, чем в Тулу со своим самоваром, то обозначить свое присутствие на рынках Чехии, Румынии, Венгрии, стран Балтии белорусскому производителю вполне по плечу .

Что же касается отечественного рынка, то тут пока нет поводов для оптимизма. «В этом году доля импортной плитки вряд ли снизится, даже если мы все силы бросим на ее вытеснение с нашего рынка. Покупатель голосует рублем, а украинская и российская плитка из-за сложившейся экономической ситуации сейчас очень привлекательна. Мы же не можем снижать цену, в нашей плитке много импортных составляющих: глина, пигменты — все это надо закупать за валюту», — заявили в службе маркетинга «Березакерамики».

Высказать мнение по поводу качества белорусской керамики Stroyka.by попросила плиточника с многолетним стажем Петра Заречного: «По моему опыту, наша плитка неплохая: линии стоят импортные, геометрия хорошая... По крайней мере, не хуже той, которую везут сюда поляки. Единственное — разнообразие недостаточное. Можно прийти к соседу в дом и увидеть точно такой же санузел, как у себя. Белорусы этого не любят, поэтому и покупают импортную керамику».

Автор: Екатерина Кулабухова, Stroyka.by