Минск довоенный: первая ТЭЦ, асфальтирование улиц и река Немига вместо канализации

Рассказав о Минске древнем и дореволюционном, мы подошли к Минску периода становления его как столицы БССР. Из школьного курса истории известно, что во время Великой Отечественной войны город был практически полностью разрушен, и его нынешний облик — результат послевоенного строительства. Но не все знают, что масштабные изменения происходили в столице и до начала ВОВ. Какие именно — в нашем материале.

В дореволюционное время губернский город Минск значительно уступал в развитии другим белорусским городам, например Витебску, стремившемуся стать центром Западной области — новой административно-территориальной единицы России, образованной в июне 1917 года. Тем не менее в 1919-м Минск «вырвал инициативу», став впоследствии центром БССР.

Первым значимым строительным событием довоенного периода можно считать возведение в 1932 году ТЭЦ № 1 мощностью 6,4 тыс. кВт. Дело в том, что Минск очень сильно пострадал во время не только Второй, но Первой мировой войны. В городе ощущался острый дефицит электроэнергии. Ее не хватало даже для бытовых нужд, а предстояло еще восстанавливать разрушенные предприятия и налаживать производство. Статитистические источники приводят такие цифры: в 1914 году электроэнергия в Минске была только в 1400 квартирах, в 1922-м — в 4000, что тоже в общем-то немного.

Первая минская ТЭЦ

Благодаря строительсву ТЭЦ, на окраине Минска (район носил название «Три корчмы») появилась «Коммунарка».

C 1933 по 1937 год в Минске проводилась масштабная индустриализация. За 5 лет было построено около 30 новых предприятий. При этом наращивание промышленного потенциала и темпов строительва происходило за счет средств сельской местности.

Одновременно с индустриализацией шла перестройка Минска. План первой советской городской реконструкции был разработан в 1926 году (кстати, самый ранний проектный план датирован 1800 годом). Главной задачей реконструкции было преобразование исторически сложившейся прямоугольной планировки города в радиально-кольцевую (или по-другому радиально-веерную). Эта система заключалась в том, что улицы отходили от центра в направлении выездов из города.

Особенностью Минска тех времен было то, что он имел два центра — Низкий рынок (совр. площадь 8 Марта), где сходились дороги из Борисова, Вильно, Койданово (совр. Дзержинск), Могилева и Ракова, и Высокий рынок (совр. площадь Свободы), где пересекались дорога из Игумена (совр. Червень) и ответвление дороги из Койданово.

Согласно новой схеме, центром Минска должен был стать район железнодорожного вокзала и улицы Советсткой. По плану в городе были два пересекающихся направления. Первое составляли улица Московская, Советская и Пушкинская (последняя находилась на месте теперешнего проспекта Независимости). Второе направление включало Могилевское шоссе, улицу Долгобродскую и Долгиновский тракт. Эта схема и стала основой для дальнейших работ по планировке города.

Вторая реконструкция Минска была разработана в 1933 году в Ленинградском филиале «Гипрогора». Благодаря ей в столице появились такие объекты, как гостиница «Беларусь» (позднее стала называться «Свислочь»), Дворец пионеров, Дом печати, Дом офицеров, Большой театр оперы и балета. В этот же период был спроектирован и построен Дом правительства.

Строительство Дома правительства

Строительство Большого театра оперы и балета

Гостиница "Беларусь"

Отдельно стоит сказать об асфальтировании улиц города. Оно началось в 1934 году вместе со строительством в районе парка Горького нового железобетонного моста через Свислочь. До этого большинство улиц были грунтовыми, некоторые — с деревянными настилами, и лишь небольшая часть была вымощена булыжником. Первыми заасфальтировали Привокзальную площадь, улицы Советскую, Свердлова, Ленина, 11 Июля (часть совр. улицы Свердлова).

Еще одним этапом довоенного строительства Минска можно назвать осушение Комаровского и Слепянского болот.

Район Комаровки

Важным событием стало устройство первой городской канализации. Она была сдана в эксплуатацию в 1930 году, протяженность системы составила 30 километров. Ранее роль канализации играла река Немига, но в 1926–1927 годах ее, уже сильно загрязненную, спрятали в железобетонную трубу-коллектор.

И еще немного истории… В 30-е годы прошлого века Минск оказался в непосредственной близости к границе между БССР и Польшей — капиталистической страной с чуждым советской республике общественно-политическим строем. Поэтому в 1938 году было принято решение о переносе столицы БССР в Могилев, что мгновенно превратило этот город в огромную стройплощадку. Темпы строительства были колоссальными, поскольку переехать планировалось уже в ноябре 1939-го. Но незадолго до этого к БССР была присоединена Западная Беларусь, граница отодвинулась на несколько сот километров, и необходимость в переносе столицы отпала. Все средства вновь были направлены на развитие Минска.

Могилев: план города, здание НКВД (справа вверху) и непостроенное здание ЦК ВКП(б)

К концу 1940 года площадь белорусской столицы достигала 65,8 квадратных километров. Город был разделен на 3 района: Сталинский, Ворошиловский и Кагановичский.

Накануне Великой Отечественной войны в Минске проживало 250 тысяч человек, на одного минчанина приходилось 4,4 квадратных метра жилой площади.

Строительство БНТУ

Строительство ГУМа

Строительство БГУ

Мост через Свислочь в районе улицы Богдановича

Национальная библиотека

Автор: Александр Раутенко, специально для Stroyka.by