Архитектор Александр Трусов: «Почти все хотят бежевенькое и блестящее»

Архитектор и один из учредителей студии «Четвертый квартал» Александр Трусов совсем не похож на приезжающего в апреле в Минск поп-идола Робби Уильямса. Но как минимум одно сходство у белоруса с британцем есть — умение собирать аншлаги. Салон декоративных отделочных материалов Premium Decor едва вместил всех желающих пообщаться с известным архитектором. Директор салона даже в шутку предложил провести следующий творческий вечер на более вместительной «Минск-Арене».

Рабочими инструментами Александра Трусова в тот вечер были ноутбук и экран, с помощью которых он показывал молодым дизайнерам и архитекторам образцы своих работ, доходчиво объяснял на конкретных примерах, что и как можно делать.

Параллельно выступающий делился с аудиторией интересными историческими фактами, а также вспоминал времена своего профессионального становления: «Современным дизайнерам повезло — огромная палитра красок, новейшие материалы. Сейчас только наливных полов несколько десятков видов, и один второго дешевле. А при “совке” все делалось из того, что клеится: цемент, штукатурка… Тогда вообще ничего не было».

Александр Трусов уверен — архитектору не нужно быть индивидуалистом, он должен уметь работать в команде. Например, некоторые архитекторы скептически относятся к фотосъемке своих проектов. Мол, фотограф не видит пролитого автором пота, не знает, каким тяжелым трудом заказчику достаются деньги и т. д. «Что-то похожее было и у меня. Пришел на мой объект человек и сказал: “О, класс! Надо снимать”. При этом я видел другие ракурсы… Но доверился специалисту: он знает фокусные расстояния, возможности своего объектива, способы построения кадра. В итоге все получилось. Надо уметь работать в команде».

По мнению Александра Трусова, с этим часто проблемы у художников: «Когда учишься на архитектора, рано или поздно понимаешь, что это дело социальное, это командная работа. У художников после окончания академии бывает фишка: “Я вижу так, и всем цыц!” Это перцы, с которыми нелегко работать, но всем надо уметь друг под друга подстраиваться».

Неожиданно заданный из зала вопрос повернул формат встречи в русло диалога.

— Вы говорите, что многое решается на объектах, в процессе авторского курирования. А как вы изначально преподносите проект заказчику?

— Сначала — карандаш и бумага, эскиз от руки. Если заказчик почти сразу говорит, что все понятно — можно строить. Вы должны осознавать — впереди много работы: привязка перегородок, развод вентиляции, электрика и т. д. Что-то можно решить оперативно в процессе стройки, что-то надо будет предварительно чертить.

— А с чего начинается общение с заказчиком?

— По-разному бывает. Забавляет, когда звонят люди и первым делом спрашивают: «Почем у вас?» Прошу прощения, но мы же не семечками торгуем, на которые цена фиксированная. Над объектом мы совместно с заказчиком можем год проработать, а человек спрашивает сразу про стоимость. Есть много факторов, влияющих и на цену, и на время.

Понять, что у клиента в голове, можно на стадии тестирования: рисуешь легкий эскизный проект — потом обсуждаешь.

Что такое «эскизный проект» в вашем понимании?

— Я называю это первой стадией гравитации: заходишь в квартиру, и через стены все должен видеть. За что обычно берутся дизайнеры? Из маленькой квартиры пытаются сделать максимально большую. Вы разгребаете пространство, и эскизный проект отвечает на вопрос, каким оно в результате будет.

Я прошу заказчиков вырвать из журналов страницы с примерами, которые им нравятся. Обычно приносят сюси-пуси: почти все хотят бежевенькое и блестящее. Многие путаются в понятиях «классика», «минимализм», причем тот же минимализм почему-то стабильно называют хай-теком. Я пытаюсь пугать: «Это стекло, бетон, нержавейка. Это дорого! Может, не для вас?» Начинают обижаться: «Как это не для нас?» О, думаю, клюют! (улыбается). Постепенно, шаг за шагом, приходим к какой-то форме, оформляем в 3D, продолжаем работу…

— Вы вынуждены учитывать конъюнктуру рынка, работать по запросам заказчика в устоявшихся жанрах. Как при этом сохранить свой стиль?

— Я еще в процессе поиска своего стиля. Если вы будете следовать внутренней установке и постоянно практиковать, со временем выработаете свою стилистику. При этом надо понимать, что в незаполненной финансами стране мы нового жанра не родим, да и необходимости в этом нет. В своей маленькой мастерской ты находишься в зоне эксперимента: что и с чем сочетать, чтобы было недорого и красиво.

— После окончания вуза приходишь на объект и понимаешь: красиво нарисовать могу, а как сделать — не знаю. Скажите, когда это закончится?

— Глобально это не закончится никогда, архитектор и дизайнер должны постоянно развиваться, знать минимум половину того, чем владеют специалисты по вентиляции, электрике, укладке плитки. У нас универсальная специальность: надо разбираться в стройке, чтобы сказать заказчику, как будет в конце.

Финальная история архитектора повеселила собравшихся: «Однажды столкнулся с очень исполнительными строителями. Они делали все как боги — стык в стык. У архитекторов есть прием: часть заштриховывается, а чтобы все не штриховать, делается разорванная линия, обозначающая “и так далее”. Мне надоело зарисовывать каждую плитку, ночь уже, я и провел такую линию. Прихожу на объект и вижу: положена плитка, потом идет зигзаг, а дальше — опять плитка. И ничего не скажешь — так нарисовал…»

Автор: Евгений Кечко, специально для Stroyka.by. Фото автора и студии "Четвертый квартал"