Кто, как и почему берет взятки в строительстве? Раскрываем коррупционные схемы

Строительство — одна из самых коррумпированных отраслей. Это признают все: и правительство, и сами застройщики, и поставщики строительных материалов. Государство с разной степенью успешности борется с взяточниками и нечистыми на руку чиновниками, но при этом — оставляет лазейки для того, чтобы почти любой человек, принимающий решения в длинной цепочке согласований, получил возможность «помочь» застройщику. О нюансах работы в сфере строительства нам рассказал человек, долгое время работавший главным инженером в одной из государственных организаций, связанных с возведением промышленных объектов, а ныне продолжающий аналогичную деятельность, но уже в частной компании. Ему довелось работать и на стороне заказчика и подрядчика, поэтому с проявлениями коррупции он знаком не понаслышке. По понятным причинам его фамилию мы не называем. Также мы решили оставить без изменений стиль изложения нашего собеседника, поэтому не вносили в текст существенных изменений.

Сперва обозначу ключевые этапы, которые придется пройти застройщику от момента принятия решения о стройке и до сдачи готового объекта.

1. Приобретение земельного участка на аукционе;

2. Подготовка к сбору техусловий для проектирования;

3. Получение техусловий для проектирования;

4. Выбор проектной организации;

5. Проектирование;

6. Госэкспертиза проекта;

7. Выбор строительной организации;

8. Получение разрешения на строительство;

9. Стройка;

10. Сдача и приемка построенного объекта.

А теперь подробнее по каждому этапу.

1. Приобретение земельного участка на аукционе

Самое первое, с чего начинается возведение здания — приобретение участка земли под застройку на аукционе. Тут, как правило, все просто и «прозрачно» — нужно всего лишь вовремя подать заявку на участие, получить свой номер, ознакомиться с правилами проведения аукциона и следовать им. А вот как только участок официально становится вашим, начинается долгая дорога мытарств и согласований.

2. Подготовка к сбору техусловий для проектирования

Театр начинается с вешалки, а коррупция в строительстве — с подготовки к сбору исходных данных и техусловий на проектирование.

На этом этапе, еще до получения самих техусловий, важно «найти общий язык» со всеми службами, причастными к их выдаче. Таких в Республике Беларусь немало. Итак, находить общий язык придется:

– с санитарными службами;

– электриками;

– связистами;

– пожарниками (МЧС);

– водоканалом;

– газовиками;

– природоохранными организациями;

– министерством архитектуры.

В зависимости от типа и сложности объекта, который вы планируете возвести, и количества подводимых коммуникаций, этот перечень может меняться в ту или иную сторону. Но венчает эту пирамиду местный исполнительный комитет, который и выдает в итоге разрешение на проектирование всего объекта. Да-да, пока только на проектирование.

Как правило, на «нулевом» этапе, все вышеперечисленные службы подают в исполком информацию о своих нуждах: кому-то необходимо благоустроить улицу, проходящую неподалеку с участком строительства (пусть она даже и не примыкает к нему непосредственно), кому-то — протянуть пару лишних километров коммуникаций, кому-то — провести фасадные работы в близлежащей школе и т. д.

Стоит понимать, что все проблемы, которые имеются у областных, районных или городских служб в зоне строительства, так или иначе могут лечь на плечи застройщика. Исполком собирает, обрабатывает эти запросы и прописывает их в итоге в качестве дополнительных условий для получения разрешения на проектирование. Хотите строиться здесь? Принципиально — не возражаем. Только будьте любезны провести к своему объекту хорошую асфальтированную дорогу, а еще — уложите тротуарную плитку на соседней улице. Всяко дешевле выйдет, чем неукоснительно придерживаться буквы закона. Ах, вы не обязаны? Конечно, нет, это чистая благотворительность. Но если вы откажитесь от «благотворительности» — будьте готовы к тому, что каждая из служб начнет вставлять палки в колеса, соблюдая свои правила, инструкции и предписания до последней запятой.

Без таких вот «полюбовных договоренностей» итоговая стоимость строительства может вырасти в 2–2,5 раза по сравнению с расчетной. Особенно если речь заходит о подведении коммуникаций к удаленным объектам: пригородным таун-хаусам, всевозможным «элитным» поселкам, промышленным объектам и гипермаркетам. А это в нашей стране очень дорого.

Также важно понимать, что в самом исполкоме на согласовании «завязаны» почти все отделы: заместители председателя по строительству, архитекторы, землеустроители и др. Все они хотят выполнить свою работу хорошо. А некоторые из них не прочь получить дополнительное поощрение за хорошо выполненную работу. К этому также нужно быть готовым.

3. Получение техусловий для проектирования

Ранее я уже упоминал про коммуникации. Это одна из самых затратных статей. Например, вы собираетесь строить административное (офисное) здание, а ближайшие к нему канализационная трасса проходит в 1 км от участка. Это значит, что вам придется проложить 1 км канализации, что запросто может удорожить конечную стоимость строительства на 20–30 %, и это если здание не особо крупное. Как быть? Можно попробовать «договориться» с санитарными службами, и вместо техусловий на прокладку канализации, вам «разрешат» альтернативный вариант — оборудовать участок выгребным колодцем, из которого продукты жизнедеятельности будут периодически откачиваться соответствующей ассенизаторской службой при помощи передвижной машины. Получится гораздо дешевле. Но «дать на руку» за это решение — почти наверняка придется.

Другой пример — подведение электричества к объекту. Мощности существующей подстанции, которая находится поблизости, может не хватить для нужд будущей постройки. Однако принимающий решение человек вместо согласования дорогостоящего строительства новой подстанции может (иногда — даже за счет бюджетных средств), скажем, поменять на существующей подстанции трансформатор на более мощный. Или «перераспределить» электромагистрали таким образом, чтобы к вашему участку подавалось столько электричества, сколько нужно. Если это технически выполнимо, разумеется. Или — если расширение магистрали в данный момент уже ведется — «прокинуть» пару линий специально для вас, а расход кабеля списать под каким-то предлогом (порча, брак, недостаточная изначальная расчетная мощность и т. д.). Способов решения любой проблемы может быть несколько, но все они оказываются дешевле, чем безукоризненное следование нормам и рекомендациям.

Надо понимать, что городу (или району), каждой его службе ВЫГОДНО улучшить свои коммуникации за ваш счет: расширить сеть газопровода, провести новую канализационную трассу, увеличить мощность ведомственной электросети за счет введения новой подстанции «специально для ваших нужд». Но конкретные люди, принимающие решения, знают, в какую копейку вам это влетит, поэтому всегда готовы к компромиссному варианту. Причем — формально — они ничего не нарушают. В каждых нормах, законах и постановлениях, которыми руководствуются такие службы, есть лазейки, позволяющие предложить более дешевую (но законную!) альтернативу, или немного «подвинуться».

4. Выбор проектной организации

Выбор проектной организации осуществляется на тендерной основе. Несмотря на кажущуюся честность конкурентной борьбы и равноправные начальные условия, многие тендеры проводятся в условиях прямого сговора компаний-участников. Особенно если используются частные, а не государственные средства (во втором случае контроль и «прозрачность» намного выше). Эти нюансы регулируются Постановлением Совета Министров Республики Беларусь №88, но при частных средствах, если говорить упрощенно, сам заказчик тендера выбирает каким образом и в какой форме проводить тендер.

Допустим, в тендере на проектные работы участвуют три организации. Предварительно они договариваются об очередности выигрышей: сегодня этот тендер выигрывает одна организация, следующий, проходящий через неделю — вторая, далее — третья. Компания, которая должна выиграть тендер, называет «конкурентам» свою цену и условия. Другие участники автоматически завышают эти показатели в своих предложениях, чтобы быть «отсеянными».

Если же в тендер вмешивается некая четвертая сторона, не участвующая в сговоре (а такое может произойти) — тут тоже есть лазейка. При проведении тендера все компании присылают свои предложения с ценами и условиями заблаговременно. После чего назначается дата проведения тендера, где комиссия производит вскрытие конвертов с предложениями в присутствии представителей компаний-участников. Однако с момента получения конвертов и до момента их вскрытия председатель комиссии может аккуратно вскрыть конверт «внедрившегося» участника и посмотреть его предложение. Это позволит изучить данные и сигнализировать остальным участникам об обнаруженных нюансах. Если даже цена у новичка оказывается ниже, изучаются другие показатели, по которым он отсеивается после вскрытия: сроки выполнения работ, наличие нужного количества специалистов по проектированию в штате, отсутствие достойного «послужного списка» и т. д. «Задобренный» председатель комиссии в большинстве случаев способен вынести решение в пользу той компании, которая должна была победить изначально. И заплатила за свою победу.

5. Проектирование

Это один из самых важных (и самых коррумпированных) этапов, который предстоит пройти любому застройщику. В проектировании могут участвовать не только проектные организации, но и сторонние службы, которые также придется «умасливать».

Например — изыскание почвы земельного участка, проводимое геологическими службами, может встать вам «в копеечку». Какими окажутся земельные пробы — заранее неизвестно. В случае обнаружения там глинистых почв или торфяников, рекомендацией проводящих такие изыскания служб могут стать работы по выемке земли. Нередко такие работы оказываются весьма объемными: приходится снимать по нескольку метров грунта со всего участка и вывозить его куда-то. В зависимости от типа почв их вывоз может стать отдельной статьей расходов. Все вместе это приводит к большим финансовым затратам.

Так вот, геологи разбираются в пробах почв достаточно хорошо, чтобы видеть, где можно обойтись минимальной выемкой, а где — «копать по полной программе». То есть они знают, где именно проходит граница безопасности будущего объекта. В рамках этого диапазона они и дают свое заключение. Заплатите — получите минимально возможный объем работ. Нет — ребята перестрахуются, и вам придется копать, вывозить или завозить приличные объемы земли.

В самих проектных организациях тоже не все так просто. Во-первых, как правило, там работают люди, отвечающие за различные аспекты проекта: выбор строительных материалов, сантехники, электрики и т. д. Все они также имеют склонность к перестраховке, и указывают более надежные и дорогие материалы. Ваша задача — найти с ними общий язык, чтобы поставили по минимуму, чтобы итоговая стоимость строительства не выросла еще на несколько процентов.

На этапе проектирования можно столкнуться и с завуалированной формой «отката». Его суть в том, что специалисты, которые осуществляют проектирование, могут использовать в своей работе материалы и оборудование определенных фирм-поставщиков. В случае если заказчик принимает проект именно с этими материалами и оборудованием, и в последующем их закупает — проектировщик может получить некий процент от суммы проданных товаров.

6. Госэкспертиза проекта

Готовый проект подвергается обязательной государственной вневедомственной экспертизе. Понятно, что без изменений проходит редкий проект — эксперты отлично знают, на чем могли «сэкономить» проектировщики, поэтому задача экспертной организации — проверить и устранить слабые места в проекте. Тут, как и в проектных организациях, все сферы ответственности поделены: один отвечает за электрику, другой — за сантехнику, третий — за общее строительство, четвертый — за оборудование, еще один — за охрану труда и т. д. Будьте готовы к тому, что каждому из таких экспертов захочется получить вознаграждение за хорошо проделанную работу. То есть за то, чтобы снова не удорожить строительство там, где вы его совсем недавно удешевили. Платно удешевили.

И только когда ваш проект пройдет госэкспертизу, можно приступать к строительству. Но не сразу. Вначале нужно определиться с тем, кто будет строить объект вашей мечты.

7. Выбор строительной организации

Он также проводится на основе тендера. Схема работы та же, что и при выборе проектной организации: предварительный сговор участников, покупка «лояльности» председателя или членов комиссии в случае участия в тендере «лишней» организации. При этом участники, состоящие в сговоре, могут договориться не только об очередности, но и о распределении работ, если речь идет о какой-то крупной стройке. Скажем, если строится массивный жилой комплекс, одна организация может выступить генподрядчиком, а другая — субподрядчиком, которому отдается строительство отдельного дома из числа входящих в комплекс или специализированные работы по всем его зданиям. Вариантов может быть много.

Обратите внимание: вы уже прошли семь кругов ада, «уговорили» немалое количество людей, а разрешения на строительство еще нет!

8. Получение разрешения на строительство

Лишь после выбора генерального подрядчика Госстройнадзор выдает разрешение на строительство, предварительно запросив у генподрядчика ПОЛНЫЙ комплект документов, приказов, разрешений и допусков. Понятно, что на этом этапе — одном из наиболее нервных — уполномоченный на выдачу разрешения государственный орган может придраться к чему угодно. И как правило, они находят к чему придраться. А значит, будьте готовы или вносить изменения в проект и заново проходить отдельные процедуры согласования, или — несите конверты нужным людям. Выбор всегда за вами.

Еще один важный нюанс: разрешение на строительство получается в два этапа. Сначала — получение разрешения на подготовительные работы (то есть строить еще нельзя). Потом — получение разрешения непосредственно на строительство.

Ранее любая классическая стройка тоже начиналась с подготовительных работ: бульдозеры расчищали площадку, подводились необходимые коммуникации, ограждалась строительная площадка и т. д. Однако все эти работы зачастую проводились параллельно с началом строительных работ. Сегодня же вы должны предъявить полностью готовую к строительству площадку. А ответственное лицо из Госстройнадзора должно проверить все ли у вас готово, все ли нормы соблюдены: расчищена ли площадка, подведены ли нужные коммуникации, огорожена ли территория, выделены ли места под стройматериалы и мусор, есть ли бытовки для переодевания строителей и т. д. И только если у вас есть все — вы получите разрешение на строительство.

По факту же этап подготовки нередко ведется параллельно с основным строительством. Обособленность этапа подготовительных работ частично или полностью игнорируется по разным причинам: «горят» сроки сдачи, рабочие и материалы уже на местах, а за простой платить не хочется. Таким образом, когда прибывает специалист, призванный оценить полноту и качество подготовительных работ, а вместо этого видит уже готовый фундамент здания — снова готовьтесь платить. Или «тормознут» вашу стройку до лучших времен, которые, к слову, могут никогда и не настать. Начало стройки без разрешения — это серьезно. И дорого.

9. Строительство

9.1. Закупка материалов, оборудования, инструмента и услуг

Закупка материалов — одна из самых «весомых» статей в деле о коррупции. Часто этот этап растягивается по времени, кое-что приходится докупать уже в ходе строительства. В зависимости от условий, закупка может производиться и генподрядчиками, и субподрядчиками.

Типичная схема на данном этапе — «откат» при закупке строительных материалов. Если цена каких-то позиций не выходит за рамки суммы, оговоренной в общей стоимости тендерного предложения, то у недобросовестного поставщика появляется пространство для махинаций. Предлагая осуществить закупку поставляемых им материалов по слегка завышенной стоимости (но находящейся в рамках тендерного предложения), он параллельно предлагает другой стороне конверт с некоей суммой… Как гарант того, что закупка состоится именно у него и именно по той цене, о которой сговорились стороны.

В качестве «откатов» могут предлагаться не только деньги, но и услуги, товарно-материальные ценности (в том числе излишки реализуемого материала). Суть  таких «гонораров» остается прежней: поставщик покупает лояльность подрядчика для поставки материалов на выгодных ему условиях. Для видимости того, что поставщик выбран в честной конкурентной борьбе, производится сбор ценовых предложений. Вот только другие участники этой «борьбы» — зачастую не случайные фирмы. Это могут быть дочерние компании основного поставщика, или же фирмы его знакомых, с которыми существует договоренность о взаимных услугах по обеспечению «нужными» ценовыми предложениями. Схему я уже описывал выше, когда речь шла о тендерах. Это сговор по принципу «сегодня ты — мне, завтра я — тебе».

Дальше — больше. Практика использования фиктивных фирм или фирм, оформленных на родственников, существует до сих пор. Пример: компания генподрядчика оформлена на определенное лицо. Другая фирма, занимающаяся поставкой материалов, — на его супругу. Третья, осуществляющая услуги по логистике и прокату строительной техники и оборудования, — на сына. Таким образом, осуществив на каждом из этапов выбора «честный» сбор ценовых предложений, он определяет всех трех в качестве победителей. И закупает материалы, услуги и оборудование фактически у самого себя. Не стоит говорить о том, что в рамках этой «троицы» варьировать вопросы ценовых характеристик можно очень гибко, выставляя накрутку хоть по 100 %. И все равно такие фирмы часто выходят сухими из воды с неизменной прибылью, полученной пусть не на одном этапе, так на другом.

Скажем, та же фирма, сдающая в аренду оборудование подрядчику, может заключить контракт (и он таки будет подписан!), где будут указаны не рабочие, а календарные дни работы оборудования. Сами работы будут производить только в рабочие дни, а акты выполненных работ — подписывать и за выходные тоже. Соответственно, деньги будут выплачены совсем другие. А в выходные дни техника, при должной сноровке, может использоваться где-то в другом месте. И таких нюансов на каждом этапе строительства — вагон и маленькая тележка.

Вопрос: «А куда смотрит заказчик?» — вполне резонен. Вот только:

а) заказчик — а вернее, его конкретный представитель — и сам может быть в доле,

б) при масштабных стройках и большом объеме работ, раздробленных между отдельными исполнителями, отслеживать каждый аспект закупок бывает довольно проблематично.

Нередко заказчик следит только за основными моментами, контролируя, чтобы общая смета не выходила за рамки цены, указанной в тендерном предложении, сделанном в свое время генподрядчиком или субподрядчиком.

9.2. Подписание процентовок

Еще одна лазейка для коррупции — подписание так называемых процентовок (актов о приемке выполненных работ). Как правило, они оформляются в конце месяца. В них отмечают вид, объемы и стоимость работ, выполненных за отчетный период. Этот документ обычно подписывается представителями трех сторон: заказчиком, подрядчиком и представителем гостехнадзора. И если подрядчик фиксирует сам факт выполнения работ, а гостехнадзор — контролирует их качество (и соответствие материалов нормам качества), то заказчика больше интересует стоимость.

Несложно догадаться, что редкие работы проходят без сучка и задоринки. «Косяки» есть везде — вопрос лишь в их количестве и «тяжести». Задача представителя гостехнадзора — выявить эти недочеты и указать на них подрядчику, в идеале — заставить их исправить. И вот тут оказывается, что лояльность представителя госструктуры тоже можно купить. Попросить его за небольшое вознаграждение закрыть глаза на те или иные огрехи, а важность тех, на которые глаза закрыть нельзя, значительно преуменьшить.

Еще одно «поле для деятельности» — так называемые скрытые работы. Все они сопровождаются актами, которые должен подписать и представитель гостехнадзора. Однако последний не всегда может присутствовать при всех работах и контролировать каждую закопанную трубу. Если горят сроки, исполнитель вполне может пойти на риск и сделать все самостоятельно, «попросив» затем представителя госструктуры оформить акты задним числом. О том, сколько трубы было закопано, какой именно и в какой теплоизоляции — остается только догадываться. Земля и «конверт» все скроют. Если подрядчик окажется не слишком жадным — все этим может и закончиться. А если нет… Ну, все мы знаем что бывает с некачественными трубами.

Впрочем, и заказчик и гостехнадзор едины в одном: для них важно соответствие проведенных работ проекту. И вот тут на сцене появляется еще одно лицо, принимающее решения, на которое тоже можно финансово повлиять. Называется эта фигура ГИП — главный инженер проекта. Именно он контролирует соответствие проекту того, что происходит на стройке.

Во время стройки ГИП может вносить изменения в проект. Зачастую это делается для того, чтобы слегка уменьшить стоимость чего-то, например, за счет выбора более дешевых стройматериалов. Суть в том, что эти изменения не всегда проходят экспертизу, особенно если речь идет о незначительных изменениях — лишь бы соответствовали СНиП.

Нечистоплотный подрядчик по «согласованию» с главным инженером проекта может закупить более дешевые материалы, а разницу — положить себе (и ему) в карман. Особенно если фирма, продающая ему более дешевые материалы по цене более дорогих, уже «откатила» ему определенный интерес. Возможность использовать более дешевые материалы существует почти всегда — ведь в проекте материал закладывается с неким запасом прочности, обычно, более качественный и дорогой, или с запасом по количеству. Вот и получается, что на «своих» фирмах выписывают ТТН на 100 метров трубы, а приезжают и устанавливают 75 метров. Остатки оседают на складах фирм-продавцов, или продаются «налево».  И это трубы. Что говорить про кабель, который можно переложить разными, более короткими «маршрутами», и прочие расходники — метизы, изоленту и т. п. Пространство для маневра есть всегда.

10. Сдача объекта

Последний этап может быть и длинным и коротким – в зависимости от того, сколько и как было «наэкономлено» на предыдущих этапах. Начнем с того, что объект стройки (или его отдельные составляющие) снова должны принять ВСЕ те службы, которые выдавали вначале техусловия для проектирования. И тут каждый смотрит со своей колокольни. Они знают что искать, где и как, поэтому подрядчику приходится несладко: каждый существенный недочет придется исправлять, за каждый несущественный — платить. Ибо «неустойки» за срывы сроков сдачи еще никто не отменял.

Некоторые службы перед итоговым заключением дают сперва разрешение на пусконаладочные работы, и уже в процессе их проведения смотрят, выдержит или нет оборудование все те «допуски», которые они разрешили ранее. И только потом выдают итоговое заключение.

После того как все службы подпишут готовность своих участков, финальную «визу» ставит Госстройнадзор, выдающий заключение о готовности объекта. А ему тоже может что-то не понравиться. Но и от этого можно, как водится, откупиться.

Да, все может быть и по-другому: честно, без взяток и натяжек. Но, как показывает практика, редкая стройка у нас обходится без «позолоти ручку». Причем, далеко не всегда дело доходит до взятки именно в виде денег. Иногда можно купить лояльность человека банальным пакетом с дорогим коньяком и шоколадом. Можно «отгрузить» ему каких-то стройматериалов или — что бывает совсем уж часто — помочь с трудоустройством родственника. Но каждый, кто собирается прийти в этот бизнес, должен знать, где придется платить. Семь раз подумать и все просчитать, прежде чем выкупать на аукционе долгожданный земельный участок…

Автор: Дмитрий Малахов, Stroyka.by. Источник фото: глобальная информационная сеть Интернет