Улучшить построенное: город идет навстречу жителям

Дворы жилых многоэтажных домов в большинстве своем невыразительны и унылы. Даже выбор применяемых фасадных красок редко выходит за рамки спокойной цветовой палитры. Тем приятнее увидеть среди однообразных каменных стен нечто свежее, яркое и позитивное.

Объектом внимания Stroyka.by стала самая обычная насосная станция УП «Минскводоканал», расположенная неподалеку от станции метро «Спортивная», во дворе  ул. Бельского, д. 10. Стараниями художников частной компании Art&Shock это еще недавно ничем не примечательное здание превратилось в сияющий оттенками ультрамарина аквариум. Еще удивительнее то, что идея художественной росписи исходила от государственной организации!

За комментариями Stroyka.by обратилась к представителям обеих сторон, причастных к появлению этого чуда.

Сначала на вопросы Stroyka.by отвечал Андрей Федоров, учредитель компании Art&Shock. Организация еще относительно молодая, но в ее портфолио уже есть несколько интересных объектов росписи: интерьер развлекательного центра Silarius (Фрунзенский р-н) и Витрувианский человек на стене жилого дома в жилом комплексе Новая Боровая (Минский р-н).

— Андрей, расскажите, чьей инициативой стала роспись здания: вашей или УП «Минскводоканал»?

— С нами связались они, потому что мы работаем над социальными проектами, и про нас уже знали. Разумеется, выбор компании производился на конкурентной основе: через тендер, в котором мы победили.

— За счет каких средств финансировалась ваша работа?

— Из собственных средств УП «Минскводоканал», поскольку в нашем государстве в бюджете нет такой статьи расходов, как «художественная роспись». Есть малярные работы, фасадные работы и т. д., а художественной росписи — нет.

— И сколько, если не секрет, стоит расписать такой объект?

— Это не секрет, это коммерческая тайна (улыбается. — Прим. ред.).

— На момент тендера было известно, над каким именно объектом будете работать?

— У них был список из 30 объектов, которые можно было раскрасить. Я поездил, сфотографировал поверхности стен. В итоге остановились на этой постройке. Здесь еще и очень хорошее расположение: объект просматривается с четырех сторон, на него выходят окна жилых домов. К тому же, он был расписан всякими некрасивыми надписями, поэтому можно было убить двух зайцев сразу.

— Планируете ли вы разрисовывать еще какие-то объекты?

— По тендеру мы выиграли роспись 500 м2. Площадь объекта на Бельского составляет 205 м2, соответственно, оставшиеся «квадраты» перейдут на другой объект. Может, и на третий что-то останется.

— Сколько художников расписывали здешний объект?

— Трое: один — главный художник, двое — «на подхвате», включая меня.

— Как и кем выбиралась композиция, откуда взялась именно такая идея, а не другая?

— Изначально хотели сделать что-то в стиле граффити. Но оно не прошло согласование на уровне руководства района. Поэтому мы остановились на чем-то нейтральном, что придется по душе представителям всех возрастов и социальных групп. Ну, а водная тематика — потому что водное сооружение. Да и род деятельности заказчика обязывает…

— Был ли какой-то предварительный эскиз или набросок?

— Конечно. Сперва нарисовали проект, с ним пришли и очень быстро согласовали. Кстати, тут я был приятно удивлен. После согласования с УП «Минскводоканал», мы обязаны были согласовать проект еще и с администрацией Фрунзенского района, с комитетом архитектуры и градостроительства. Думали, что возникнут большие трудности, но все оказалось на удивление просто. Я зашел даже в неприемное время к заместителю начальника по архитектуре. Ему так понравился проект, что вопрос решили очень быстро. Так что хочу передать всем творческим людям: дерзайте, не все так сложно, как представляется поначалу.

— Что за материалы использовались? Как долго продержатся краски до выцветания? Какую вы даете гарантию сохранности рисунка?

— Использовали дорогие краски Montana испанского производства. Мы даем гарантию три года. Это по договору. А на деле, если не будет негативных внешних воздействий и штукатурка была уложена качественно, то рисунок будет держаться очень долго. В помещениях такие рисунки вообще держатся по 10–15 лет. Те краски, которые мы использовали здесь, не боятся воды, поэтому прослужат долго.

— Может ли ваша роспись каким-то образом помешать вандалам снова нанести свои каракули на поверхность станции?

— Проект и задумывался как антивандальный. Конечно, никто не может гарантировать, что не найдется человек без моральных принципов, который испортит этот труд. Но мы надеемся, что у него просто рука не поднимется. За время работы к нам подходили десятки жильцов. Ни у кого это начинание не вызвало негатива. Всем нравится. Кстати, жильцы вообще отнеслись очень доброжелательно: выходили к нам во время работы, приносили воду, кофе, хотя мы их об этом и не просили… Приятно, конечно (улыбается. — Прим. ред.).

— Спасибо, Андрей. Надеемся скоро увидеть в городе ваши новые работы.

За дополнительными комментариями мы обратились к ведущему специалисту по маркетингу УП «Минскводоканал» Екатерине Калюге.

— Екатерина, ваше предприятие сейчас проходит фазу активного ребрендинга: новый логотип, новые позитивные решения. Какую цель вы преследуете?

— В первую очередь, мы хотим быть ближе к потребителям наших услуг — простым жителям. УП «Минскводоканал» сейчас проводит активную работу по повышению качества обслуживания. Мы собираем отзывы, следим за форумами, налаживаем обратную связь и стараемся реагировать на все замечания максимально оперативно. Очень хочется повысить лояльность у молодого населения, в связи с этим и принимаются такие решения.

— Борьба с вандализмом как-то повлияла на принятие решение о росписи объекта?

— Да. Мы регулярно несем затраты по устранению актов вандализма, связанных с объектами, которые находятся у нас на балансе. Тут все зависит от района и «проходимости» конкретного места. В среднем, за год на каждый объект приходится выезжать по 3–4 раза. Надеемся, что после росписи этот вопрос снимется совсем. Если еще и экономическая эффективность такого решения будет доказана, то в будущем будем расписывать и другие объекты.

— Кстати, по поводу других объектов. Где в ближайшее время появятся новые рисунки?

— Ближайший объект — водосброс в Дроздах (Центральный р-н. — Прим. ред.). Скорее всего, работа будет закончена к концу августа. Еще один объект — водосброс в районе ул. Полевой, 48 (Ленинский р-н. — Прим. ред.), возле велодорожки. Там рисунок появится чуть позже, осенью.

— Что повлияло на выбор именно компании Art&Shock в качестве исполнителя?

— Мы провели тендер в соответствии с законодательством. Все условия там были прописаны. Подавали предложения и другие участники. Art&Shock предложили самую большую гарантию на рисунок. Кроме того, у этой компании было впечатляющее портфолио, поэтому мы их и выбрали.

— Во сколько обошлась раскраска объекта?

— Точную сумму не назову, но стоимость практически полностью совпадает со стоимостью расходных материалов.

— Спасибо, Екатерина. Надеемся, этот случай послужит примером для других госструктур, и в будущем мы увидим многоэтажные дома, раскрашенные талантливыми художниками.

Автор: Дмитрий Малахов, Stroyka.by. Фото: Дмитрий Малахов, Art&Shock